Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Мусихина на заседании Шестого комитета 73-й сессии Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания»

Г-н Председатель,

Признательны Председателю Комитета по сношениям со страной пребывания, Постоянному представителю Кипра г-ну Корнелиу, за представление доклада.

Как известно, в 2017 году Комитет был вынужден заниматься целым рядом беспрецедентных нарушений государством пребывания своих обязательств по соблюдению привилегий и иммунитетов постоянных представительств при ООН. В 2018 году ситуация, к сожалению, ухудшилась: ни одно из нарушений не устранено, более того – добавились новые.

Так, продолжается грубое нарушение иммунитетов части служебных помещений Постпредства России при ООН, расположенных в Аппер Бруквилле (Лонг Айленд).

Напомним, что в декабре 2016 года объект был фактически захвачен властями США. Государство пребывания заявило о своем вступлении во временное владение им (temporary possession). С тех пор сотрудников нашего Представительства не допускают на объект даже для проведения сервисных и противоаварийных работ.

На соответствующие запросы Государственный департамент отвечает отказами без объяснения причин. Количество таких отказов уже не поддается исчислению.

На возвращение нашего объекта государство пребывания не идет, несмотря на наши демарши, соответствующие рекомендации Комитета по сношениям со страной пребывания и требования резолюции Генеральной Ассамблеи 72/124. Все усилия, предпринимаемые по линии ООН, к компетенции которой относится данный вопрос, остаются безрезультатными.

Это длящееся несоблюдение страной пребывания обязательств в отношении Постпредства создает серьезные трудности в обеспечении его функционирования. Речь идет о неприкрытом произволе и дискриминационном подходе, которые обусловлены общей линией на сознательное ухудшение отношений с Россией. В целях реализации этой линии США, не скрывая, злоупотребляют своим положением страны пребывания ООН. При этом Соединенные Штаты в этом случае грубо нарушают Соглашение о штаб-квартире, Венскую конвенцию 1961 года и Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года.

Само собой разумеется, что власти государства пребывания несут всю полноту ответственности за свои противоправные деяния и любой ущерб, который уже нанесен и может быть нанесен нашим помещениям в период действия неправомерно введенных ограничений, а также за иные убытки, которые могут возникнуть в этой связи.

Согласно своему последнему докладу, Комитет продолжит заниматься данным вопросом. Исходим из того, что он будет предметно работать над разрешением ситуации с помещениями Постоянного представительства России в Аппер Бруквилле, пока не будет выполнен призыв Комитета о снятии с них всех незаконных ограничений.

Г-н Председатель,

Захватом собственности суверенного государства власти страны пребывания не ограничились.

В конце марта текущего года Вашингтон выдвинул Постоянному представительству России ультиматум с требованием вернуть домой 12 наших сотрудников вместе с членами семей.

Причины этого шага озвучили через СМИ официальные представители Государственного департамента. Нашим сотрудникам без всяких пояснений вменялось "злоупотребление" привилегиями и иммунитетами.

При этом в ходе брифингов и в соответствующих публичных заявлениях особо подчеркивалось, что меры были приняты для демонстрации (цитирую) «нерушимой солидарности» ("unbreakable solidarity") c Великобританией.

Таким образом, Государственный департамент, недолго думая, применил очередные санкции к российской делегации при ООН, базируясь на логике, вытекающей из двусторонних отношений, что прямо запрещено пунктом 2 резолюции ГА 72/124. На этот раз – из-за солидарности с другой страной, основанной, как известно, на лживых обвинениях в адрес России. К тому же были нарушены процедуры, предусмотренные Соглашением о штаб-квартире ООН, в частности его статьей (section) 13(b)(1).

Генеральная Ассамблея, Генеральный секретарь и все Постпредства должны обратить особое внимание на следующее. В данном случае власти США потребовали от сотрудников миссии государства-члена прекратить свои функции по представительству интересов при ООН просто для того, чтобы Вашингтон угодил своему союзнику.

Г-н Председатель,

Помимо уже перечисленных нарушений обязательств государства пребывания перед ООН и ее членами, власти США продолжают регулярную практику создания визовых проблем  гражданам России, следующим в Нью-Йорк по делам ООН.

Напомним, что в статье 12 (Section 12) Соглашения о штаб-квартире прямо указано, что вопросы проезда в США для доступа в штаб-квартиру должны решаться государством пребывания независимо (irrespective) от двусторонних отношений с тем или иным правительством.

Лица, официально командируемые нашей страной для участия в мероприятиях ООН, сталкиваются с преднамеренным затягиванием рассмотрения визовых запросов или даже отказом в выдаче виз. До сих пор, например, не выдана виза одному из российских представителей, который должен был участвовать в работе Первого комитета Генеральной Ассамблеи. Хотя она запрошена в июле.

Как это расценивать? Властям страны пребывания не нравится российская позиция в Первом комитете, поэтому они пытаются преднамеренно сорвать работу нашей делегации?

С затягиванием выдачи виз сталкиваются и сотрудники Постоянного представительства, из-за чего нарушается нормальная ротация персонала. В данный момент мы столкнулись с затяжкой более чем в три месяца. Наверно, так трактуются властями США фраза "as promptly as possible" (это – требование Статьи 13(a) Соглашения о штаб-квартире о сроках выдачи виз).

В этом году произошел и другой уникальный случай. В визе было отказано гражданину России, отобранному Генеральным секретарем на конкурсной основе для работы в Секретариате.

На этот раз налицо - грубое вмешательство страны пребывания в процесс назначения сотрудников штаб-квартиры. Оно нарушает пункт 2 статьи 100 Устава об обязательстве всех государств-членов, включая США, строго уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и сотрудников Секретариата, а также пункт 1 статьи 101 Устава о том, что персонал штаб-квартиры назначается согласно правилам (regulations), утвержденным Генеральной Ассамблеей.

Исходить из того, что обозначенные проблемы касаются только нашей делегации или российских граждан, было бы большим заблуждением.

Это не соответствует фактам. К примеру, пресловутые 25-мильные зоны, ограничивающие передвижения сотрудников, введены в отношении целого ряда Постпредств. Они касаются и части персонала Секретариата.

Делегации регулярно докладывают Комитету о проблемах своих сотрудников с въездом на территорию США, визовых ограничениях разного рода, неурядицах с банковским обслуживанием, вплоть до невозможности перечислить взнос в бюджет ООН.

Постпредства, которые подвергаются разного рода ограничительным мерам, выбираются властями США по простому признаку – уровню двусторонних отношений. Либо не нравится независимая позиция, занимаемая в ООН. Соответственно, от следующих незаконных мер не застрахован никто.

Соглашение о штаб-квартире, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, профильные резолюции Генеральной Ассамблеи, рекомендации Комитета по сношениям со страной пребывания – для властей США, похоже, пустой звук. Они нарушаются повсеместно.

В результате в последние годы происходит последовательное ухудшение условий нахождения в Нью-Йорке постоянных представительств, а теперь уже - и штаб-квартиры.

Полагаем, что с учетом складывающейся обстановки Генеральной Ассамблее через Шестой комитет и Комитет по сношениям со страной пребывания следует при помощи Генерального секретаря провести обзор несоблюдения властями США своих обязательств в отношении штаб-квартиры и постоянных представительств, с тем чтобы надлежащим образом оперативно реагировать на любые нарушения и злоупотребления. Необходимо усилить полномочия Комитета, доклад которого мы заслушали. Важна активная роль Генерального секретаря и всех членов ООН в судьбе штаб-квартиры и происходящего вокруг нее. Приглашаем всех к предметной дискуссии.