Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по Колумбии

Г-н Председатель,

Поскольку это первое мое заседание под Вашим председательством, я хочу вас поздравить со вступлением в права председателя и пожелать успешного проведения председательства в октябре.

Мы приветствуем присутствие министра иностранных дел Колумбии, г-на Карлоса Ольмеса-Трухильо, в этом зале сегодня на обсуждении важного вопроса. Признательны Спецпредставителю Генсекретаря, главе Контрольной миссии ООН в стране Жану Арно за обстоятельный брифинг и оценки.

Представленный сегодня доклад Генсекретаря довольно объективно отражает ситуацию «на земле» и поэтому оставляет двойственные впечатления.

С одной стороны, за год работы Контрольной Миссии ООН в Колумбии произошли заметные перемены к лучшему – повстанческое движение преобразовано в политическую партию, состоялись парламентские и президентские выборы, запущен механизм Специального правосудия. Все эти достижения мира важно закреплять и развивать.

С другой стороны, за последние три месяца (с момента выхода предыдущего доклада) динамика ситуации внушает определенную тревогу. Из доклада видим дефицит прогресса по таким важнейшим направлениям стабилизации как безопасность граждан и реализация программ реинтеграции.

Впереди много еще работы по созданию условий для получения населением стабильного и легального дохода. Есть сложности с представительностью парламента – до сих пор не заняты два кресла партии «Альтернативная революционная общая сила» (FARC), гарантированные Итоговым соглашением о мире.

Срочные действия требуются для расследования и предотвращения убийств и нападений на гражданское население, среди которого теперь и бывшие повстанцы. В том числе из-за нерешенности этой проблемы многие из них, в поисках безопасности, вновь берутся за оружие. В ряды повстанцев уже вернулись порядка 10 процентов из числа присоединившихся к Итоговому соглашению о мире. Если кому-то эта цифра покажется незначительной, скажу, что среди них 5 бывших высокопоставленных членов «Революционных вооруженных сил» (FARC), не считая полевых командиров. За этой ситуацией внимательно следят в «Армии национального освобождения» (ELN).

Мы уже говорили, что такую тенденцию способны переломить только дополнительные усилия по реализации правительством обязательств по мирному соглашению.

Мы понимаем, что определенное замедление в этом вопросе связано с ответственным периодом перехода власти к новой администрации. В этом контексте, с удовлетворением отмечаем высокие оценки Генсекретаря в отношении приверженности нового президента Ивана Дýке социально-экономической, политической и правовой реинтеграции бывших комбатантов. Это три ключевых элемента Итогового соглашения о мире.

Именно Соглашение и его центральный элемент – Специальное правосудие для мира (Special Jurisdiction for Peace), – сделали возможной поддержку мирного процесса со стороны Генсекретаря и Совета Безопасности ООН, которые инвестировали собственный авторитет в дело мира в Колумбии. Поэтому итоговое соглашение о мире является единственной международно-правовой основой урегулирования. Рассчитываем, что все подписавшие его стороны сохранят свою приверженность ему.

Мы признательны Контрольной Миссии под руководством г-на Арно за отслеживание хода реализации этого документа. Поддержали принятие в сентябре резолюции Совета 2435 о продлении мандата миссии еще на один год.

Г-н Председатель,

Здесь в Совете Безопасности не раз подчеркивалось, что нормализация в Колумбии является примером эффективного взаимодействия ООН с принимающей стороной. Именно проявляемая колумбийцами национальная ответственность и желание искать политически устойчивые решения сделали возможным мир в стране.

Со своей стороны, продолжим поддерживать народ и Правительство Колумбии в деле построения прочного мира и постконфликтного развития.

Благодарю Вас.