Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Д.В.Феоктистова на Совместном специальном заседании Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Комитета СБ ООН по санкциям в отношении ИГИЛ и Аль-Каиды, ФАТФ и других профильных многосторонних организаций

Уважаемый г-н Председатель,

17 декабря 2015 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял подготовленную по инициативе России и США резолюцию 2253 по борьбе с деятельностью и финансированием ИГИЛ, Джабхат ан-Нусры и связанных с ними террористических организаций. Символично, что первую сессию сегодняшнего мероприятия открывают именно представители России и США. Рассчитываем, что сотрудничество по борьбе с терроризмом, в том числе на территории Сирии, вскоре получит дополнительный весомый импульс.

Мы признательны Контртеррористическому Исполнительному Директорату за организацию сегодняшнего мероприятия. КТИД вносит важный практический вклад в консолидацию международного антитеррористического сотрудничества, в том числе в контексте обеспечения всеобъемлющего выполнения резолюции СБ 2253. Россия будет продолжать укреплять взаимодействие с КТИД.

Г-н Председатель,

Российский подход к вопросам антитеррора неизменен – повышение эффективности противодействия терроризму и его финансированию возможно исключительно на основе укрепления центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности. Ведь именно решения ООН – резолюции СБ 1267 и 1373 – заложили основы профильного международного сотрудничества.

Год назад соавторами проекта резолюции 2253 стали 68 государств. Это наглядно свидетельствует о широком понимании характера современных террористических вызовов, исходящих прежде всего от ИГИЛ, которую после кровавых событий в Париже в ноябре 2015 г. СБ ООН квалифицировал в резолюции 2249 в качестве «глобальной и беспрецедентной угрозы международному миру и безопасности». Сегодня ИГИЛ остается наиболее серьезным террористическим вызовом, в том числе в контексте выявления и блокирования источников ее финансирования.

В 2015-2016 гг. Россией идентифицированы и включены в национальный раздел Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму, около 1400 человек, связанных с ИГИЛ. Заморожены 1500 счетов данных лиц на сумму порядка 120 тыс. долл. США. Среди них есть те, кто непосредственно финансировал терроризм, осуществлял сбор денежных средств в указанных целях, а также иные лица, действовавшие по указаниям ИГИЛ. Выявлены и направлены в правоохранительные органы сведения о каналах финансирования 382 иностранных террористов-боевиков, воюющих на стороне ИГИЛ, и 82 лиц, входивших в ячейки ИГИЛ на территории России.

С сентября 2015 г. Россией проделана и продолжает проводиться масштабная работа по уничтожению потенциала ИГИЛ «на земле», в том числе связанного с финансированием терроризма. С начала контртеррористической операции против ИГИЛ и других террористических группировок на территории Сирии российскими ВКС совершено около 10 тыс. вылетов, в ходе которых уничтожено свыше 14 тыс. объектов ИГИЛ и Джабхат ан-Нусры, включая более 200 комплексов по производству, переработке и перекачке нефтепродуктов и 3 тыс. бензовозов, а также около 35 тыс. «джихадистов», в том числе 2,7 тыс. из России и стран СНГ, включая 17 полевых командиров.

Ликвидация инфраструктуры ИГИЛ снижает ее финансовые возможности. По оценкам экспертов, в результате действий ВКС России доходы ИГИЛ от продажи углеводородов в текущем году сократились в два раза – до 450 млн. долларов. Соответственно, снижается потенциал ИГИЛ по целому ряду направлений: пополнению числа боевиков, продолжению территориальной экспансии, расширению пропаганды. Террористы вынуждены активно искать новые источники доходов, что, в свою очередь, требует дополнительных усилий международного сообщества по ликвидации всех каналов финансирования терроризма.

Мы исходим из того, что для окончательного финансово-экономического разгрома ИГИЛ требуется резко повысить эффективность
выполнения резолюций 2199 и 2253, нацеленных на укрепление режима пресечения каналов незаконной подпитки ИГИЛ и связанных с ней группировок за счет нелегальной торговли нефтью, нефтепродуктами, оружием, антиквариатом и другими ресурсами. Одновременно считаем, что можно было бы пойти дальше и совместно подумать над возможностью введения в отношении территорий под контролем ИГИЛ всеобъемлющего торгово-экономического эмбарго в соответствии со статьей 41 Устава ООН, которое предусматривало бы санкционные меры воздействия на его нарушителей.

Соответствующие прецеденты имеются. 6 августа 1990 г. СБ ООН принял резолюцию 661, которая поставил под запрет импорт государствами всех товаров и продукции, произведенных в Ираке и Кувейте. 15 сентября 1993 г. СБ одобрил резолюцию 864, не только запретив продажу или поставки ангольской группировке УНИТА оружия, нефти и нефтепродуктов, но и призвав государства установить наказания для физических и юридических лиц, нарушающих введенные Советом Безопасности меры. Убеждены, что с учетом исходящей от ИГИЛ угрозы мы должны действовать не менее решительно.

Г-н Председатель,

Россия последовательно выступает за наращивание практического взаимодействия между ООН и ФАТФ в сфере противодействия финансированию ИГИЛ. В 2012 г. при пересмотре мандата ФАТФ мы исходили из того, что ФАТФ должна обладать потенциалом, позволяющим своевременно реагировать на самые острые и актуальные новые вызовы и угрозы, прежде всего связанные с международным терроризмом. По инициативе нашей страны в мандат ФАТФ было включено положение о взаимодействии с ООН и ее Советом Безопасности. Со своей стороны, роль ФАТФ в глобальных антитеррористических усилиях была зафиксирована в ряде решений СБ ООН, в том числе в резолюции 1617, в которой содержится прямой призыв к государствам выполнять универсальные стандарты ФАТФ.

По инициативе нашей страны в июне этого года пленум ФАТФ согласился с тем, что необходимо продолжать проводить системную работу по выявлению новых источников финансирования ИГИЛ. Теперь все заинтересованные юрисдикции на добровольной основе заблаговременно направляют в Секретариат ФАТФ свой анализ источников и каналов финансовой подпитки ИГИЛ. Эти материалы трижды в год будут издаваться в качестве обновлений к фундаментальному исследованию ФАТФ, проведенному в 2015 г. Также по предложению России, активно поддержанному США, вопрос о противодействии финансированию ИГИЛ включен на постоянной основе в повестку дня пленарных заседаний ФАТФ, начиная с февраля 2017 г.

Новая информация по финансовым цепочкам ИГИЛ приводилась на октябрьском пленуме ФАТФ в Париже. В частности, ряд делегаций представили данные о финансировании ИГИЛ за счет продажи человеческих органов, доходов от рыбоводческих хозяйств в Ираке и строительных компаний в Германии. Прозвучали сведения о попытках ИГИЛ инвестировать средства в недвижимость в Европе, США, в частности в Нью-Йорке, и Турции. Призываем наших международных партнеров внимательно проанализировать эту и другую поступающую информацию с тем, чтобы своевременно перекрывать новые каналы финансовой подпитки ИГИЛ.

Наконец, благодаря усилиям России на последнем пленуме ФАТФ было принято принципиальное решение о внесении изменений в Стандарты ФАТФ – Пояснительную записку к Рекомендации 5 и Глоссарий – с целью обеспечения всеобъемлющего выполнения резолюций СБ ООН 2199 и 2253. Таким образом, впервые за двадцатипятилетнюю историю ФАТФ по инициативе России были внесены изменения в универсальные Стандарты по противодействию финансированию терроризма, которые теперь однозначно ставят под запрет оказание не только финансовой, но и любой материальной поддержки ИГИЛ, в том числе торговлю с ней углеводородами и иными природными ресурсами.

Г-н Председатель,

В ходе российского председательства в ФАТФ с июня 2013 г. по июнь 2014 г. наша страна инициировала на площадке ФАТФ проект по выявлению незаконных финансовых потоков от производства и оборота афганских наркотиков. По результатам анализа значительного массива информации были сделаны два принципиальных вывода. Первый – подтверждена связь между афганскими наркоденьгами и финансированием терроризма. Второй – выявлены 11 предположительных мировых центров по отмыванию преступных капиталов, среди которых фигурируют и вполне «фешенебельные» страны. Российская делегация регулярно ставит в ФАТФ вопрос о том, чтобы деятельность этих центров находилась под особым контролем, а практические результаты проведенного исследования самым внимательным образом учитывались в текущей работе ФАТФ.

Актуальность данного проекта подтверждает поступающая сегодня информация о стремлении ИГИЛ поставить под свой контроль, прежде всего в северных провинциях Афганистана, незаконный оборот афганских опиатов, ежегодные суммарные доходы от которого составляют сегодня около 110 млрд. долл. США. Для финансирования своей деятельности террористы уже развернули на севере Афганистана не менее 7 нарколабораторий. Эта информация вызывает особое беспокойство на фоне прогнозов о значительном – на 43% – росте наркопроизводства в ИРА в 2016 г.

Россия выступает за наращивание взаимодействия ФАТФ не только
с ООН, но и с «Группой двадцати», которая утверждает мандат ФАТФ и ставит перед ней первоочередные задачи. Россия настояла на включении в п. 45 итогового коммюнике лидеров «двадцатки», принятого в Ханчжоу
5 сентября этого года, призыва к «оперативному, эффективному и повсеместному» выполнению стандартов ФАТФ и положений резолюции
СБ ООН 2253 по противодействию ИГИЛ. Исходим из необходимости надлежащего выполнения всех решений ООН, ФАТФ и «двадцатки», направленных на ликвидацию финансовых опор ИГИЛ.

Борьба с финансированием ИГИЛ является общей задачей. Среди участников нашей встречи есть и профильные региональные организации, которые могут внести весомый вклад в это важное дело. 16 сентября главы государств СНГ на саммите в Бишкеке по предложению России зафиксировали в итоговом Заявлении совместную решимость бороться с ИГИЛ. Этот же тезис прозвучал и в совместном заявлении государств-членов ОДКБ, которое было озвучено 3 октября в Нью-Йорке в ходе текущей 71-й сессии Генассамблеи ООН. Последовательную работу по выявлению и блокированию финансовых потоков, связанных с ИГИЛ, ведет Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Об этом на заседании КТК СБ ООН
15 декабря с.г. в качестве Председателя ЕАГ расскажет руководитель российского подразделения финансовой разведки Директор Росфинмониторинга Ю.А.Чиханчин. Представитель ЕАГ также выступит сегодня в ходе второй сессии.

Г-н Председатель,

Россия будет продолжать оставаться в авангарде глобальных усилий по борьбе с международным терроризмом и его финансированием. Призываем наших партнеров вести такую работу без политизации и «двойных стандартов», нацеливаться на создание широкой антитеррористической коалиции, как это было предложено Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ходе его выступления в прошлом году на 70-й сессии Генассамблеи ООН. Рассчитываем на активный вклад участников нашей встречи в это общее дело, поскольку от его успеха напрямую зависит безопасность наших государств и народов.

Благодарю Вас, г-н Председатель.