Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.А.Черкасова на 55-й сессии Комиссии социального развития ООН по приоритетной теме: «Стратегия искоренения нищеты для обеспечения устойчивого развития в интересах всех людей»

Господин Председатель,

Российская Федерация, как и другие страны, приступила к практической реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Этот документ открывает новые горизонты в таких областях, как ликвидация неравенства, экономический рост, создание достойных рабочих мест, способствует он также формированию экономических моделей, которые будут служить интересам людей, развитию человеческого потенциала.

Убеждены, что в новых реалиях опыт Комиссии социального развития ООН (КСР) как эффективного координатора в системе ООН по всему комплексу вопросов социального развития от обеспечения равных возможностей для инвалидов и проблемам старения населения до улучшения положения молодежи и укрепления роли семьи будет как никогда востребован. Активная работа на этом направлении не только будет способствовать эффективной реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и
24-й спецсессии Генассамблеи ООН, но и станет существенным вкладом в реализацию Повестки-2030.

Господин Председатель,

Как известно, одной из основных целей для мирового сообщества является сокращение бедности. Денежные доходы населения влияют на общую трудовую мотивацию, определяют спрос населения и, в конечном итоге, темп развития экономики. В документах Комиссии неоднократно подчеркивалась важность интеграции социальных целей с основами макроэкономической политики.

В России крайняя бедность была ликвидирована еще в 2013 году. Однако это не означает, что все проблемы решены. У нас, как и в других странах, в группы с наибольшими рисками бедности входят семьи с детьми, пожилые, лица трудоспособного возраста, не имеющие регулярного занятия, приносящего доход (а именно безработные, экономически неактивные граждане и инвалиды). Этим категориям граждан мы уделяем особое внимание. Для примера скажу, что общие расходы бюджетов всех уровней на социальную политику увеличились в России за последние 5 лет почти на 37%, на охрану семьи и детства - в 1,8 раза. Значительную роль в преодолении бедности среди пенсионеров сыграло введение в 2010 году доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Господин Председатель,

Ситуация с занятостью населения остается стабильной. В соответствии с классификацией МОТ безработными у нас являются 5,6% рабочей силы. Данный показатель ниже, чем в среднем в мире, а также в странах ОЭСР и Евросоюза.

Одним из приоритетов для нас является сокращение безработицы среди молодежи. Нам удается достаточно успешно решать эту проблему благодаря государственным и региональным программам содействия занятости, предусматривающим такие меры, как дополнительная профессиональная подготовка и переобучение, стажировка при участии наставников, ярмарки вакансий.

Последовательно осуществляется работа по содействию трудоустройству инвалидов. Подготовлен проект федерального закона, определяющий особенности организации занятости инвалидов. Предполагается создать механизм сопровождаемого содействия занятости отдельным инвалидам для того, чтобы оказывать им индивидуальную помощь в создании и реализации дополнительных условий трудовой деятельности.

Серьезной социально-экономической проблемой является наличие значительного количества граждан, не имеющих легальных источников дохода. Сейчас свыше 21 млн. человек работают неофициально. Это более 23% от трудоспособного населения. По нашим оценкам, примерно 15 млн. из них трудятся в теневом секторе экономики, работая без заключения трудовых отношений, что в свою очередь негативно сказывается на наполняемости бюджета страны. В настоящее время в соответствии с  поручением Президента Российской Федерации Правительство России приступило к определению правового статуса самозанятых граждан.

Специфической чертой российской бедности является преобладание низкооплачиваемых и низкопроизводительных рабочих мест. Для решения этой проблемы мы постепенно повышаем минимальный размер оплаты труда (в прошлом году он был повышен на 21%) и увеличиваем заработную плату специалистам, финансируемым из бюджетных источников (врачам, педагогам и другим).

Господин Председатель,

Большое внимание у нас в стране уделяется вопросам социальной защиты. В последнее время наметилась тенденция укрепления адресности предоставляемой гражданам социальной помощи. Многие регионы заявили об отходе от привычного широкого охвата льготами и выплатами массовых категорий граждан и переходе к принципу оказания помощи лишь нуждающимся слоям населения. Возникающая экономия используется для повышения размера помощи наиболее бедным слоям населения.

Предоставляется также помощь гражданам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий. Для них создана сеть специальных учреждений (дома ночного пребывания, социальные приюты и гостиницы, центры адаптации), которые содействуют в восстановлении документов, регистрации по месту жительства или пребывания, оформлении социальной пенсии или инвалидности, а также трудоустройстве.

Формы и виды помощи социально-уязвимым группам населения ежегодно расширяются. К этой работе активно присоединяются некоммерческие организации – исполнители общественно полезных услуг. Этим организациям оказывается финансовая поддержка за счет бюджетных ассигнований. Общественная палата Российской Федерации совместно с  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает в настоящее время план мероприятий по развитию волонтёрского движения на данном направлении.

В заключении хотел бы отметить, что Российская Федерация в целом поддерживает рекомендации тематического доклада Генсекретаря ООН по приоритетной теме нынешней сессии Комиссии в особенности в части, касающейся необходимости укрепления человеческого потенциала путем инвестирования в системы образования и здравоохранения, а также выделения достаточных ресурсов для улучшения материального положения людей, живущих за чертой бедности.

Благодарю за внимание.