Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН о продлении мандата МООНСЦАР

Г-н Председатель,

Российская Федерация не смогла поддержать предложенный французскими коллегами проект резолюции по продлению мандата Миссии ООН по стабилизации в ЦАР (МООНСЦАР). Однако воздержались мы не потому, что в чем-то не согласны либо не поддерживаем Миссию, – как раз наоборот, мы признаем ее деятельность и самоотверженность миротворцев.

Причина кроется в том, в какой манере была выстроена работа над текстом, особенно на заключительной стадии. Это еще раз заставляет задуматься об истинных причинах такого поведения авторов проекта, которые, в отличие от нас, продолжают, судя по всему, играть в Африке в игры с нулевой суммой. Кроме того, за всем этим проглядывает так и неизжитый за десятилетия подход к обретшим независимость в результате национально-освободительной борьбы африканским странам как к своего рода вотчинам и заповедным территориям в порочном круге координат «метрополия – колония».

В ходе всех раундов экспертных консультаций мы призывали прислушаться к нашим озабоченностям и отразить в тексте ряд принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на повышение транспарентности во взаимодействии международных партнеров Банги (к чему постоянно призывают западные делегации), а также на признание важной роли регионалов в процессе центральноафриканского урегулирования.

К сожалению, в очередной раз мы столкнулись с отказом от взаимоуважительной работы в Совете. Наши доводы в ходе работы над данным проектом резолюции были проигнорированы. Более того, в том, как он составлен, мы усматриваем явное превышение «пенхолдерами» своих полномочий для затаскивания национальной повестки либо отражения приоритетов своих ближайших партнеров в резолюции Совета Безопасности. По существу не было никакого поиска компромиссных развязок, попыток выйти на консенсус. Нам предложили так называемые копромиссные развязки, в которых никак не учитывались наши законные требования, сообщив, что это «максимум», на который могут пойти «пенхолдеры». У меня вопрос: а кто устанавливает пределы этого «максимума»? Для вас это максимум, а для нас – даже не минимум. Нас фактически поставили перед фактом, и это уже не в первый раз: take it or leave it – соглашайтесь с представленным видением ситуации во имя сохранения единства СБ.

Мы уже не в первый раз сталкивались с этим в Совете и говорили, что культура общения, точнее, отсутствие культуры общения пора прекращать. То, как проходило согласование проекта, в очередной раз подчеркивает необходимость изменения сложившейся схемы кураторства различных досье на повестке дня СБ, которое узурпировано западной «тройкой».

Г-н Председатель,

Авторы документа наотрез отказались учитывать ряд наших принципиальных озабоченностей в политической области. В результате так и не получил отражения важный тезис с приветствием мирных инициатив, идущих в русле и способствующих реализации Африканской мирной инициативы. Мы так и не услышали убедительных и внятных аргументов, по которым французская сторона выступила категорически против предложенной нами, причем в весьма заобщенной форме, формулировки. При этом мы хорошо помним, как 14 ноября по призыву одной делегации не находивший консенсуса проект резолюции был немедленно «снят с пробега» – сейчас такого внимательного подхода со стороны Парижа к нашей позиции мы почему-то не увидели.

Посыл о том, что состоявшаяся в августе Хартумская встреча, позволившая впервые за долгое время усадить за один стол переговоров представителей ведущих оппозиционных группировок в ЦАР, не соответствует Африканской инициативе, в корне порочен. Мы уже слышали похожие отговорки, когда Франция в 2015 г. воспрепятствовала аналогичным мирным усилиям, «забраковав» Найробийское соглашение между главными оппозиционными группами во главе с Ф.Бозизе и М.Джотодией под надуманным предлогом, что оно-де не соответствует предыдущим договоренностям. С тех пор все мы наблюдаем постоянную деградацию ситуации в области безопасности в ЦАР, ухудшение социально-экономического положения в стране, нескончаемые человеческие страдания.

Хотели бы в этой связи особо отметить, что мы приняли к сведению обещание французской делегации в будущих документах СБ отразить значение Хартумского процесса. За исполнением обещанного будем внимательно следить.

Г-н Председатель,

Не получил отражения в тексте и весомый вклад российских инструкторов в подготовку центральноафриканских силовиков, которые находятся в ЦАР по приглашению ее руководства и занимаются повышением реальной боеготовности центральноафриканских военнослужащих. Взамен «пенхолдеры» всячески приподнимали роль евросоюзовской Военно-тренировочной миссии, которая, по признанию самих же европейцев, фокусируется на подготовке центральноафриканских военных по правочеловеческому профилю, что не в должной мере способствует их навыкам по обеспечению безопасности и контроля над всей территорией страны.

Г-н Председатель,

Считаем весьма показательным, как развивается история с одобрением в санкционном комитете СБ 2127 направления в ЦАР второй партии российского вооружения – безвозмездной поставки в соответствии с обращением официального Банги. Вроде бы есть консенсус относительно необходимости укрепления национального сектора безопасности, даны все ответы на поставленные вопросы. Но теперь нам говорят, что на территории ЦАР нет надлежащих условий для складирования. Однако для последующей поставки 1400 автоматов французской стороны, причем не со своих складов, а изъятых у контрабандистов при туманных обстоятельствах, складские помещения вдруг нашлись. Где логика? Или опять пресловутые двойные стандарты?

Тем самым, руководствуясь своими узкокорыстными соображениями, страны Запада препятствуют воссозданию боеспособных силовых структур ЦАР и восстановлению власти законного правительства на всей территории этой страны. Несмотря на все их уверения в обратном.

Г-н Председатель,

Придется огорчить тех, кто уже готовится вновь обвинить Россию во всех смертных грехах. Кстати, сегодня мы с удивлением ознакомились в материалах BBC с рассуждениями советника по национальной безопасности США Джона Болтона о роли России и Китая в Африке. Те претензии, которые он предъявляет нашим странам, с тем же успехом можно предъявить США. О чем, собственно говоря, говорит и корреспондент, который описывает эту ситуацию.  Можете ознакомиться с этим на сайте BBC.

На самом деле, единство поддержки международного сообщества делу стабилизации ЦАР никуда не исчезло. Присутствует также и понимание важности продления мандата миротворческой миссии в этой стране. Однако для нас неприемлемо, когда, прикрываясь «благими намерениями» по консолидации поддержки Банги, авторы проекта фактически закладывают тезис об исключительности собственных усилий.

Рассчитываем, что в конечном итоге здравый смысл восторжествует на благо интересов народа ЦАР. Россия продолжит активные мирные усилия, направленные на стабилизацию ситуации и налаживание полноценной мирной жизни в этой стране. Готовы к уважительному взаимодействию со всеми конструктивно настроенными сторонами. Место для содействия ЦАР есть для всех.

Благодарю Вас.