Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-жа Председатель,

Мы внимательно ознакомились с содержанием доклада Высокого Представителя, который вновь был опубликован с запозданием и впритык к сегодняшнему заседанию СБ. Хотели бы вновь обратить внимание на необходимость соблюдать сроки его представления в Совет.

Вынуждены констатировать, что документ, как и его предыдущие версии, выдержан в антисербской тональности, грешит однобокими и политизированными оценками и не дает объективной картины в стране.

Республика Сербская (PC) вновь назначена виновной буквально во всех трудностях, с которыми сталкивается процесс реализации Общего рамочного мирного соглашения. И что особенно удивительно  – в глубоком политическом кризисе, охватившем бошнякско-хорватскую Федерацию БиГ. Подбор свидетельств в пользу содержащихся в докладе утверждений по-прежнему несбалансирован, зачастую основан на непроверенной информации. Как следствие, искажается реальное положение дел в стране, создаются превратные впечатления.

Это, в частности, касается, празднования Дня Республики Сербской 9 января, которое происходило в соответствии с принятым в октябре 2016 года законом. Законом, не вызвавшим возражений у Конституционного суда БиГ.

Непонятны содержащиеся в докладе озабоченности в отношении модернизации автоматического оружия, которым оснащена полиция Республики Сербской. Этот процесс происходит в полном соответствии с законами БиГ, что, кстати, признают и отвечающие за безопасность в стране Евросилы.

О том же, что подобные программы замены устаревшего вооружения полиции осуществляются и в Федерации БиГ, в докладе почему-то ничего не говорится.

Вызывает недоумение выраженная в докладе "обеспокоенность" по поводу состоявшегося в марте паломнического тура многонационального мотоклуба "Ночные волки" по православным и историческим местам Сербии и БиГ с неуместным приплетением в этот сюжет односторонних американских санкций и украинской тематики. Мотоклуб «Ночные волки» неизменно координируется с органами правопорядка, проводя на регулярной основе уже несколько лет свои мотопробеги по странам Европы, которые имеют сугубо гуманитарную направленность. Главный посыл – отдать дань памяти нашим славным предкам, одержавшим победу над фашизмом в годы Второй мировой войны. Сегодня, кстати, в Европе, а завтра –  в России и странах бывшего СССР празднуется эта дата.

Призываем Высокого представителя сфокусировать свои усилия на реализации плана «5 плюс 2», который должен был бы оставаться для него приоритетом номер один. К сожалению, на практике Высокий представитель сосредоточился на других, не относящихся к его мандату вопросах, прежде всего связанных с лоббированием европейской и евроатлантической интеграции БиГ. Странно слышать его публичные заявления о том, что в БиГ должно быть "меньше Дейтона и больше Брюсселя" – это, мягко говоря, слишком вольная интерпретация им своего мандата. В результате мы имеем очевидный застой в деле осуществления плана «5 плюс 2».

В связи с этим поддерживаем принцип передачи всей ответственности за происходящие в БиГ процессы местным властям.

Выступаем за дальнейшее сокращения бюджета и персонала Аппарата Высокого Представителя (АВП) с выходом на его сворачивание в соответствии с имеющимися условиями и критериями. Не видим оснований для какой-либо исполнительной роли АВП. Эпоха этого чрезвычайного инструментария прошла.

Г-жа Председатель,

Текущая внутриполитическая обстановка в БиГ, по оценкам боснийских руководителей, характеризуется крупнейшим за весь постдейтонский период системным политическим кризисом на общебоснийском уровне и в Федерации БиГ, по сути, парализовавшим нормальное функционирование органов власти. В его основе – беспрецедентное по своей глубине со времени окончания вооруженного конфликта нарушение отношений доверия и сотрудничества между тремя государствообразующими народами.

Возникают опасения в отношении незыблемости одного из ключевых, основополагающих дейтонских постулатов – равноправия. Это не может не беспокоить, поскольку мы убеждены, что работоспособной альтернативы дейтонской архитектуре БиГ нет.

Дейтонский алгоритм полностью применим и к наиболее острой практической проблеме – реформе избирательного законодательства в Федерации БиГ.

Ключевое событие в БиГ в этом году – предстоящие в октябре всеобщие выборы. Волеизъявление должно быть справедливым, свободным и независимым, в том числе от внешнего воздействия, отражать интересы всех народов страны.

Роль международного сообщества во внутрибоснийских делах заслуживает особого рассмотрения. Основной функцией внешнего участия должно быть поощрение процессов подлинного национального примирения в БиГ, укрепления взаимопонимания и сотрудничества между всеми проживающими в стране народами.

К сожалению, в течение последних месяцев со стороны наших партнеров мы наблюдаем целый ряд шагов по прямому вмешательству в работу боснийских властей. Наиболее показательны примеры с давлением на высший судебный и прокурорский совет в целях изменения его решений, не соответствующих неким внешним ожиданиям.

В связи с реформой избирательного законодательства международные посредники также, к сожалению, делают заведомый выбор в пользу одной из сторон, что не может способствовать установлению необходимой атмосферы доверия.

В схему скоординированных усилий не укладывается и деятельность в Сараево полусекретного так называемого "Бернского процесса", инициированного группой государств в прошлом году. Насколько нам известно, на повестке дня этого "закрытого дипломатического клуба" стоят и вопросы широкой конституционной реформы БиГ – темы Дейтона.

Кстати, представители Аппарата Высокого Представителя принимали участие в работе этого "процесса", но нас официально не информировали. В докладе сведения об этом также отсутствуют. Вряд ли подобная фракционность международного сообщества может идти на пользу общим целям укрепления мира, стабильности и безопасности в стране и в регионе. Мы должны быть едины, если действительно желаем того же Боснии и Герцеговине.

Г-жа Председатель,

В контексте процедурных моментов, помимо необходимости представления доклада в срок, хотели бы также обратить внимание на содержащуюся в его тексте выдержку из итогового коммюнике декабрьского заседания Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения в Сараево, которое не было принято консенсусом.

Просили бы впредь в подобных случаях в обязательном порядке давать в докладах соответствующие ссылки на особые позиции государств-членов Руководящего Комитета.

Хотели бы также предложить членам Совета и всем желающим ознакомиться с альтернативным докладом о положении дел в БиГ, подготовленным Республикой Сербской. Он содержит полезную фактуру по целому ряду сюжетов, в том числе о финансировании извне целого ряда позиционирующих себя в качестве «независимых» СМИ в БиГ.

Россия намерена и в дальнейшем последовательно способствовать выполнению сохраняющего значительный позитивный потенциал мирного соглашения по БиГ, укреплению конструктивного двустороннего сотрудничества с этой страной. У Боснии и Герцеговины есть все шансы на превращение в зону успешного политического, экономического и культурного взаимодействия максимально широкого круга участников. Рассчитываем, что эти шансы совместными усилиями будут претворены в жизнь.

Благодарю Вас.