Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-н Председатель,

С сожалением констатируем, что качество докладов Высокого представителя в БиГ раз от раза ухудшается. Очевидно, что г-н В.Инцко старается подстроить свои оценки происходящего в стране под устраивающую его и других сторонников бесконечного сохранения внешнего протектората над БиГ концепцию «недееспособности» властных структур и политического класса в целом. Считаем такой подход в корне неверными, неуважительным к боснийцам и оторванным от реальности.

БиГ, несмотря на тяжелое наследие конфликта 1992-1995 гг., поступательно развивается в социальном и экономическом плане. Растет ВВП, экспорт и доходы населения, снижается безработица. В очередной раз в соответствии с демократическими стандартами проведены всеобщие выборы 7 октября с.г., что подтверждается оценками миссии международных наблюдателей ОБСЕ. Осуществляется внешняя политика, основанная на балансе интересов боснийских сторон. В 2010-2011 гг. Сараево успешно справилось с функциями непостоянного члена СБ ООН, в 2015 г. председательствовало в комитете министров совета Европы. Возникающие, как и в любом другом государстве, проблемные вопросы отнюдь не являются для боснийцев непреодолимыми.

Успешный опыт округа Брчко, где с 2012 г. была заморожена деятельность иностранного супервизора, наглядно показывает, что Аппарат Высокого представителя (АВП) является для БиГ пережитком прошлого. Хуже того – само его присутствие тормозит внутрибоснийский диалог, подогревает иждивенческие настроения у определенной части истеблишмента. Все почти уже десять лет пребывания в БиГ высокий представитель (ВП) злоупотребляет ресурсами АВП для продвижения повестки НАТО и ЕС, а также сведением личных счетов с осознающими неуместность протектората боснийскими деятелями вместо выполнения предписанных ему задач по имплементации гражданских аспектов мирного соглашения.

Призываем высокого представителя впредь не допускать тенденциозных комментариев в отношении тех или иных политических сил страны накануне выборов, как это произошло в случае с интервью г-на В.Инцко австрийской газете «Винер Цайтунг» 2 октября с.г., широко растиражированным боснийскими СМИ. В нем высокий представитель подверг однобокой критике крупнейшую боснийско-сербскую партию – союз независимых социал-демократов, – тем самым в нарушение всех норм демократии и собственного мандата де-факто включившись в избирательную агитацию на стороне оппозиции.

Очернительство лидеров боснийских сербов и хорватов, сопротивляющихся эрозии Дейтона и попыткам централизации страны, уже давно превратилось для высокого представителя самоцель. ВП не стесняется ссылаться в своем последнем докладе на непроверенные сообщения СМИ или просто делает далеко идущие выводы, что называется, «с потолка». Например, берется рассуждать о якобы всепроникающей коррупции и неспособности властей страны с ней бороться, отталкиваясь от явно политизированного и ничем не подкрепленного (а значит – неуместного в докладе) решения Госдепартамента США включить боснийско-сербского парламентария Николу Шпирича в свои рестриктивные списки в преддверии выборов в БиГ.

Ввысокий представитель берется спекулировать на трагической гибели студента Давида Драгичевича (имя которого он даже не удосужился привести в докладе), дабы представить случившееся как некий «системный сбой» в правосудии PC. Считаем эти оценки  циничными и безответственными. Тем коллегам, кто хотел бы ознакомиться с более сбалансированной и насыщенной фактами картиной происходящего в БиГ, в очередной раз рекомендуем ознакомиться с докладом правительства Республики Сербской, который в Баня-Луке по традиции подготовили к сегодняшнему заседанию.

Призываем ВП отказаться от однобокого самовключения во внутрибоснийские политические игры и заняться своим непосредственным делом – реализацией плана «5 плюс 2», которую Аппарат забросили настолько, что даже упоминают об этой ключевой задаче лишь вскользь, как о некоем побочном аспекте.

Очевидным недостатком доклада ВП считаем фактическое отсутствие серьезного анализа возможных путей выхода из кризисной ситуации в федерации БиГ, связанной с исключением из действующей редакции закона БиГ «о выборах» процедуры наполнения верхней палаты парламента БиГ. Эта ситуация чревата проблемами с формированием палаты народов парламентской ассамблеи БиГ и утверждением в должности президента и членов правительства федерации. Рассчитываем, что соответствующие развернутые выкладки будут подготовлены АВП хотя бы к предстоящему в начале декабря с.г. заседанию руководящего комитета совета по выполнению мирного соглашения по БиГ.

Что касается российской линии в боснийском урегулировании, то мы по-прежнему нацелены на всемерное содействие соблюдению Дейтона и развитие взаимовыгодного диалога с Боснией и Герцеговиной. Наши сигналы о важности уважения суверенитета и территориальной целостности БиГ, а также предусмотренных мирным соглашением широких полномочий двух энтитетов и равноправия трех государствообразующих народов страны были конструктивно восприняты всеми боснийскими сторонами в ходе рабочего визита министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в БиГ 21 сентября с.г.

Убеждены, что время внешнего протектората безвозвратно прошло. Роль международного сообщества в БиГ должна сводиться к помощи боснийцам в расширении спектра совместных интересов, поиске собственных рецептов компромиссного урегулирования проблемных вопросов, включая реформирование системы правосудия и выведение зарубежных специалистов из состава конституционного суда страны.

Заслуживают внимания идеи боснийских хорватов по «тонкой подстройке» избирательной системы БиГ, которые предоставляли бы достаточные гарантии утверждения на высших руководящих должностях только легитимных представителей каждого из конституционных народов БиГ. К сожалению, на недавних выборах в БиГ член президиума БиГ от хорватов вновь был избран голосами бошнякского большинства. Желательно, чтобы боснийцы договорились о том, как не допустить воспроизведения этой практики в будущем.

Считаем неприемлемым искусственное нагнетание давления на республику сербскую в составе БиГ и ее законно избранных лидеров. Принципиально выступаем против односторонних санкций в отношении боснийско-сербских руководителей.

Отвечая моей британской коллеге, хочу подтвердить, что Россия как член контактной группы Руководящего Комитита по БиГ привержена стабильности и развитию Боснии и Герцеговины. Но мы не подписывались ни под какими обязательствами по втягиванию страны в евроатлантические структуры. Это не наше дело. И не ваше. Это дело населяющих БиГ народов.

Однако мы решительно не согласны с курсом на затягивание БиГ в НАТО. Такие действия лишь усиливают противоречия внутри страны и отвлекают боснийские стороны от работы на реформенном треке. Предусмотренный мирным соглашением 1995 г. Консенсус по внешнеполитическим вопросам в этом случае недостижим в силу принципиальной позиции боснийских сербов, не представляющих себе прочерчивание блоковой разделительной линии между Pеспубликой Сербской и Сербией.

Солидарны с мнением многих европейских государств о серьезности угрозы распространения в БиГ радикальных экстремистских идей. Деятельность исламистского подполья должна пресекаться компетентными структурами страны, в том числе в контексте регионального сотрудничества.

Благодарю за внимание.