Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по Боснии и Герцеговине

Господин Председатель,

Внимательно выслушали брифинг Высокого представителя в Боснии и Герцеговине г-на Валентина Инцко. Подробно изучили его доклад. Вынуждены вновь констатировать: документ, как и прежние аналогичные версии, не дает объективную картину происходящего в стране, грешит однобокими и политизированными оценками.

Призываем г-на Инцко изменить кредо и перестать обвинять во всех переживаемых страной трудностях боснийских сербов, а в последнее время и хорватов.

Вместо этого следует сфокусировать усилия на продвижении диалога, построенного на взаимном уважении и учете интересов и озабоченностей.

На протяжении последних месяцев внутриполитическая ситуация в БиГ переживала серьезное обострение, кульминацией которого стал глубокий конституционный кризис в конце февраля этого года, вызванный попытками некоторых политиков в Сараево осуществить пересмотр вердикта Международного суда ООН от 2007 г. по делу БиГ против Сербии. Акцентируем: эти шаги были предприняты в обход президиума и других общебоснийских структур, тем самым подрывая их работоспособность и авторитет.

Данный опасный сюжет весьма рельефно выявил тревожную тенденцию в политике - в БиГ все отчетливее размывается основополагающий и безальтернативный постулат взаимоуважительного диалога, компромисса и консенсуса между тремя государствообразующими народами по всем важным для них вопросам. Не следует забывать: этот принцип - буква и дух Дейтонского мирного соглашения, основа основ подлинного национального примирения, гарантия стабильности и безопасности в стране и регионе в целом.

Между тем Дейтонское соглашение и ключевые, фундаментальные его принципы стали объектом нападок`, и началось это не сегодня. Вспомним ситуацию лета 2016 г. с объявлением результатов переписи населения, когда аргументированные возражения боснийско-сербской стороны не были учтены, проигнорированы, а также вспомним перипетии вокруг рассмотрения конституционным судом БиГ дела о «незаконности» национального праздника Республики Сербской - дня PC 9 января.

Одностороннее политизированное решение вынудило тогда боснийско-сербское руководство прибегнуть к высшей форме демократии - свободному волеизъявлению граждан. И на основе этих рекомендаций - а в последнем докладе PC в адрес Генсекретаря ООН рекомендательный характер итогов референдума в энтитете особо подчеркивается, - было принято решение внести соответствующие изменения в законодательство о главном празднике PC, что, кстати, оспорено не было.

Мы не можем согласиться с тем, что референдум и празднование Дня PС привели к ухудшению ситуации в БиГ или Республике Сербской.

Факты этого не подтверждают, какие-либо негативные последствия отсутствуют, выводы об «обеспокоенности» проживающих в Республике Сербской бошняков, в т.ч. вернувшихся беженцев, носят откровенно надуманный характер и с реальностью ничего общего не имеют. Ситуация в PC отличается устойчивостью и стабильностью, включая и Сребреницу, которая является объектом повышенного внимания международного сообщества. Следовательно, нет оснований для односторонних санкций, введенных а прошлом году бывшей администрацией США против Республики Сербской, и это решение следует отменить.

К большому сожалению, нельзя говорить в категориях стабильности и устойчивости применительно к общебоснийским институтам и Федерации БиГ. Помимо провокационных попыток продавить пересмотр вердикта Международного Суда ООН, опасность несет в себе неготовность ряда лидеров согласовать ключевые вопросы, касающиеся обеспечения равноправного положения представителей всех национальностей в Федерации БиГ. К хроническим проблемам Мостара, где выборы не проводятся с 2008 года, и реализации решения Европейского суда по правам человека по делу «Сейдич-Финци», добавилась тематика внесения изменений в избирательное законодательство, касающаяся выборов в законодательные органы Федерации БиГ.

Убеждены, закон о выборах должен отражать интересы всех трех государствообразующих народов. В этом состоит фундаментальная философия Дейтона.

Корень современных внутриполитических проблем БиГ заключается в снижении межэтнического доверия. Именно на эту опасную тенденцию стоит обратить особое внимание Высокому представителю, в том числе как представителю всего международного сообщества, а не только его части. Необходимо прекратить назначать виновных. Вновь отмечаем, следует работать над поощрением диалога. Пора прекратить выдумывать небылицы о якобы сепаратистских настроениях Баня-Луки и нагнетать негатив против Pеспублики Cербской. В своем последнем докладе Генсекретарю ООН президент Республики Сербской Милорад Додик в ясных формулировках опроверг все обвинения в этой связи. Было бы полезно учитывать такие ключевые выдержки из этого официального документа и в докладе Высокого представителя.

В нынешней внутриполитической ситуации в БиГ не видим непосредственной угрозы для региональной стабильности, однако развитие местных процессов по негативному сценарию с подключением внерегиональных сил, в т.ч. террористической и экстремистской направленности, может превратить ее в источник такой опасности. К сожалению, Высокий Представитель традиционно уделил минимум внимания важной тематике распространения в БиГ экстремистских религиозных учений, однако оно имеет место быть, и мировому сообществу следует взыскательно следить за этой ситуацией.

Господин Председатель,

Качество и глубина аналитического осмысления в докладах Высокого представителя оставляют желать лучшего. Вновь сквозит предвзятость к сербам, а также недопустимые сравнения и исторически е параллели, за которые впоследствии самому же приходится извиняться. Господин В.Инцко не одно десятилетие провел в этом регионе, чтобы допускать подобного рода выпады.

Из доклада не совсем ясно, как именно Высокий представитель содействует власти БиГ в реализации программы «5+2» по сворачиванию Аппарата Высокого представителя. Прогресса в этом направлении действительно нет, сам набор этих условий и критериев настолько широк, раздут и субъективен, что рассчитывать на его исполнение в обозримом будущем не приходится.

Вместо этого господин В.Инцко очевидно увлекся продвижением евроатлантической интеграционной повестки. Это не его мандат. Все-таки господин В.Инцко представляет все международное сообщество.

В сложившихся условиях мы не видим добавочной стоимости от остающихся в БиГ элементов международного присутствия и выступаем за скорейшее сворачивание Аппарата Высокого представителя и его «боннских полномочий», отживших свой век.

Утратившие актуальность протекторатные методы только сковывают местную инициативу, не способствуют национальному примирению, мешают гармоничному развитию страны в целом.

Россия как один из гарантов Дейтонского мирного соглашения продолжит твердо выступать за продвижение стабилизационных процессов в Боснии и Герцеговине, основанных на неукоснительном соблюдении Дейтонского соглашения. Недопустим пересмотр его принципов, закрепленных в решениях Совета Безопасности ООН.

Мы твердо привержены курсу на передачу всей полноты ответственности за происходящее БиГ самим боснийцам. Все структурные и иные преобразования должны быть результатом осознанного выбора боснийских сторон, осуществляться строго на основе предусмотренного Дейтоном консенсуса.

Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Боснией и Герцеговиной и ее энтитетами, неукоснительном соблюдении подлинного равноправия всех трех государствообразующих народов БиГ.