Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Господин Председатель,

Хотели бы поделиться нашими соображениями по докладу Высокого представителя. На наш взгляд, это самый необъективный доклад В.Инцко из всех, представленных им в СБ с 2009 года.

Нынешний документ в меньшей степени говорит о реализации мирного соглашения, но представляет собой «нарезку» выпадов в адрес Республики Сербской (РС), подобранных тенденциозно и предвзято, которые, к сожалению, уже подхвачены в этом зале некоторыми делегациями.

Из доклада фактически следует только одно: во всех проблемах в БиГ виноваты только боснийские сербы. Любому, кто мало-мальски знаком с положением дел в Боснии, ясно, что представленная ВП картина далека от действительности, вводит в заблуждение и свидетельствует о том, что автор потерял связь с реальностью.

Вызывает глубокое возмущение и то, что г-н В.Инцко скатывается в неприкрытую сербофобию, свою повседневную деятельность свел к выяснению отношений с Баня-Лукой и лоббированию евроатлантической интеграции БиГ вопреки содержанию своего мандата и внутриполитической действительности в стране пребывания.

Скажем прямо: следует заниматься не антагонизацией, а добросовестным выполнением своих обязанностей. Такой подход предполагает поощрение процессов национального примирения, внутриполитического взаимоуважительного диалога, компромисса и консенсуса. И, разумеется, уважительного учета мнений всех сторон.

Г-ну В.Инцко следовало бы помнить, что в БиГ он представляет международное сообщество в целом, а не отдельных его участников, да еще и по своему выбору. Он должен проводить согласованную линию, а не выполнять чьи-то индивидуальные заказы или руководствоваться личной неприязнью.

Давайте все-таки разберемся, какая в действительности сложилась ситуация в БиГ. Ее основная характеристика – это глубокий внутриполитический кризис на общебоснийском уровне и в Федерации БиГ, в основе которого отсутствие равноправного и взаимоуважительного диалога между тремя государствообразующими народами. Странно, что ВП не акцентировал это в своем докладе.

Именно отсутствие подлинного межэтнического взаимодействия создает проблемы в функционировании органов власти, замедляет процесс реализации необходимых социально-экономических преобразований (кстати, в том числе по европовестке), заставляет местные национальные сообщества предпринимать соответствующие дополнительные усилия в целях обеспечения и защиты гарантированных Дейтоном равноправия и широкой автономии.

Подписанное в Париже в 1995 году Мирное соглашение содержит вполне рабочий набор правил и условий функционирования БиГ, вмешиваться в которые извне не стоит. Все решения должны быть результатом внутриполитического диалога и согласия, это касается и одного из приоритетных сейчас вопросов: реформы избирательного законодательства, которая должна базироваться на уважении одного из ключевых постулатов Дейтона – равноправии всех народов.

Этот же принцип должен соблюдаться и при функционировании системы правосудия БиГ, к которой есть весьма большое число серьезных вопросов относительно ее справедливости, независимости, непредвзятости и эффективности (недавнее решение суда БиГ по делу бошнякского полевого командира периода югоконфликта Н.Орича – один из показательных примеров).

Удивительно, но в своем докладе В.Инцко решил не останавливаться на этих актуальных проблемах для граждан БиГ, которые, очевидно, теряют веру в правосудие. Совершенно не упомянул он и о системных проблемах в деятельности спецслужб на общебоснийском уровне, которая у двух государствообразующих народов вызывает аргументированные обеспокоенности в плане независимости от политического давления, непредвзятости и должной национальной представленности.

Не разделяем проходящих у В.Инцко лейтмотивом обвинений в адрес боснийско-сербского руководства в «подрыве Дейтона». В своем альтернативном докладе Совету Безопасности Республика Сербская ясно и недвусмысленно артикулировала свою приверженность Дейтону и целостности БиГ, представила отличающуюся от В.Инцко и весьма аргументированную позицию по ключевым проблемам в стране. Рекомендуем членам Советане отмахиваться от этого документа и внимательно ознакомиться с ним, тем более что он распространяется в Нью-Йорке заблаговременно, в отличие от доклада ВП.

Это касается и принятой 17 октября с.г. Народной скупщиной (парламентом) РС резолюции о военном нейтралитете, реакция на которую со стороны ВП на порядок превзошла комментарии штаба НАТО в Сараево. Не видим причин, по которым высший представительный орган энтитета не может в демократической форме довести до сведения общебоснийских властей свою позицию относительно весьма болезненного для местных сербов и одного из самых обсуждаемых вопросов в БиГ – сближения с НАТО. Проигнорировать это нельзя.

В виду вышеизложенного вновь становится очевидным:  механизм внешнего протектората в лице ВП себя изжил, позитивной роли в процессе урегулирования не играет, наоборот, часто вносит ненужное раздражение, занимается несвойственными ему делами в виде продвижения евроатлантической интеграции. Предлагаем подумать над практическими аспектами сворачивания Аппарата ВП, в том числе с учетом программы «5+2».

Она была одобрена еще в 2008 году, тем не менее, Аппарат продолжает функционировать. Очевидно, требуются более глубокие шаги в плане дальнейшего сокращения его бюджета и персонала.

Вместо протекторатных форм воздействия надо сконцентрироваться на будущей повестке дня для БиГ. В фокусе обсуждения должна быть безусловная и без исключений передача всей ответственности местным властям, в том числе в сфере правосудия (в Конституционном суде БиГ до сих пор заседают трое иностранных судей, что ставит под вопрос суверенитет страны); поощрение равноправного и взаимоуважительного внутриполитического диалога как единственно возможного пути к подлинному национальному примирению; невмешательство со стороны международных присутствий в местные дела (как это было, например, с недавним решением Высшего судебного и прокурорского совета по организации проверки работников системы правосудия); отказ от односторонних санкций как инструмента давления на кому-то неугодных лиц – это только нагнетает напряженность. Вот о чем нужно говорить в Свете Безопасности.

Россию со всеми народами БиГ  и Балкан связывают традиционно дружественные  отношения. Регион должен быть площадкой сотрудничества и конструктивного взаимодействия  по таким объединяющим всех целям, как укрепление мира, безопасности и стабильности в стране и регионе, что приобретает все возрастающую актуальность, в том числе в свете террористической угрозы в Европе.

В заключение хотели бы выразить признательность властям, политическим деятелям и общественным организациям Республики Сербской за открытие памятной доски, посвященной В.И.Чуркину, который сначала в качестве Спецпредставителя Президента России, а затем и на посту Постпреда России при ООН внес огромный вклад в стабилизацию обстановки в регионе. 

Благодарю Вас.