Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на встрече членов Совета Безопасности по "формуле Арриа" по противодействию финансированию терроризма

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поблагодарить за организацию встречи по такой насущной проблеме как борьба с финансированием терроризма. Мы с большим интересом заслушали выступления всех докладчиков. Уникальные экспертные оценки ФАТФ и Исполдиректората Контртеррористического комитета СБ вкупе с наработками представителей госструктур и частного сектора позволяют лучше понять, почему ИГИЛ, «Аль-Каида» и другие группировки сохраняют свой потенциал.

Я бы хотел немножко подробнее поговорить по этому сюжету. Как известно, с сентября 2015 г. Россией проделана и продолжает проводиться масштабная работа по уничтожению позиций террористических формирований в Сирии. Разумеется, одной из ключевых задач является ликвидация каналов их финансирования. Простиравшийся на сирийской и иракской территориях «псевдохалифат» рухнул, но на его обломках обнаруживаются следы контактов террористов с внешними спонсорами, покровителями и «деловыми партнерами».

К примеру, для строительства укреплений боевиков использовался цемент, производившийся всемирно известной компанией с некогда безупречной репутацией. Большинство здесь присутствующих наверняка слышали и о различных государственных и частных структурах, участвовавших в незаконной торговле нефтью с ИГИЛ или же поставках оружия террористам на Ближнем Востоке.

В свободном доступе можно с легкостью найти информацию о программе поставок «нелетальных товаров» вооруженным сирийским группировкам, осуществлявшейся в течение двух лет одним европейским государством – почему же одним, я думаю, их гораздо больше. Не говоря уже о зарегистрированных в этой же стране организациях, годами снабжавших террористов псевдогуманитарными грузами.

Доказывать свою приверженность профильным резолюциям СБ ООН и стандартам ФАТФ, мы убеждены, нужно не словом, а делом. Иначе дискуссии, подобные сегодняшней, будут лишены смысла.

Г-н Председатель,

Мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями по существу вопросов, поставленных перед участниками встречи. Что касается новых методов финансирования терроризма, на общем фоне безусловно выделяются все чаще всплывающие факты задействовании ИГИЛ электронных платежей и криптовалют для получения «пожертвований». Имеются сведения об инвестициях игиловцев в иностранные предприятия, прежде всего связанные с туризмом и сельским хозяйством. Обращаем также внимание на растущий потенциал «Аль-Каиды», финансовое положение которой, по нашим оценкам, укрепляется.

Пользуясь случаем, хотели бы призвать все государства активнее подключаться к системным усилиям ФАТФ по выявлению новых источников финансирования ИГИЛ. Инициировав в 2016 году подготовку соответствующих исследований, наша страна регулярно предоставляет в ФАТФ имеющуюся информацию.

Полностью разделяем точку зрения о необходимости укрепления межведомственной координации в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма на национальном уровне. Об этом подробно говорится в пояснительной записке.

В 2018 году Президентом России утверждена новая Концепция развития национальной системы в этой области, и ее ключевым звеном является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма, состоящая из представителей всех компетентных ведомств. При наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к терроризму Комиссия наделена полномочиями замораживать эти активы.

По инициативе России с 2017 года осуществляется проект по взаимной заморозке активов террористов на пространстве Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Его реализация, помимо всего прочего, положительно влияет на уровень соответствия национальных антиотмывочных систем стандартам ФАТФ.

Кроме того, с подачи нашей страны разработана модель финансового профиля иностранного террориста-боевика. Этот инструмент дает дополнительные возможности финансовым институтам, правоохранительным органам и финансовым разведкам на евразийском пространстве выявлять лиц, связанных с террористической деятельностью.

Г-н Председатель,

Убеждены, что международное сотрудничество в сфере противодействия финансированию терроризму должно быть ориентировано на практическую отдачу. Планируем и впредь оказывать содействие иностранным партнерам, делиться информацией по установленным каналам и обмениваться наилучшими практиками в сфере борьбы с финансированием терроризма.

Благодарю Вас.