Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на неофициальной встрече членов СБ ООН по формуле Арриа по теме «От безнаказанности к сдерживанию: использование санкций в противодействии сексуальному насилию в конфликте»

Уважаемые коллеги,

Противодействие сексуальному насилию на всех стадиях конфликтов и миростроительства является ответственностью национальных правительств. Принципиально важно, чтобы содействие государствам оказывалось при безусловном уважении суверенитета и наличии запроса принимающей стороны.

Считаем недопустимым попытки искусственной привязки проблематики секснасилия к вопросам поддержания международного мира и безопасности. Реакция со стороны международного сообщества требуется лишь в ситуациях, когда сексуальное насилие носит неопровержимо широкий размах и систематический характер.

В целом же полагаем, что предотвращение секснасилия возможно лишь через разрешение вооруженных конфликтов мирными средствами и устранение их коренных причин.

Принципиально важно придерживаться «разделения труда» в сфере предотвращения секснасилия. Противодействием этому явлению в рамках имеющихся мандатов занимаются Генассамблея ООН, Совет по правам человека, комиссия ООН по положению женщин и структура ООН-женщины.

Хотели бы отметить, что секснасилие является одним из видов преступлений, совершаемых в вооруженных конфликтах и постконфликтных ситуаций. Международное сообщество должно уделять пристальное внимание таким важным проблемам как: борьбе с терроризмом, предотвращение неизбирательного и непропорционального применения силы, а также убийств и нападений на женщин и детей.

В этой связи не можем поддержать слабо обоснованные предложения еще прочнее привязать тематику секснасилия к санкционным процедурам. В десяти из ныне существующих четырнадцати санкционных режимов СБ ООН и так уже имеются прямые или косвенные отсылки к этому преступному деянию. При этом в двух из них (в отношении ЦАР и РЮС) секснасилие фигурирует как отдельный критерий листинга. Принимая решения в отношении этих стран, СБ ООН исходил из особой серьезности и масштабности стоящей перед ними проблемы секснасилия в конфликте. При этом полагаем неоправданными попытки перекроить по единым лекалам (в данном случае – применительно к секснасилию) и другие санкционные режимы. И уж вовсе не приемлем радикальные идеи учреждения новых санкционных режимов с секснасилием в качестве единственного критерия листинга в отношении ряда стран, среди которых конкретно упоминаются Мьянма и Сирия. Трудно отделаться от мысли, что за такими экзотическими «инициативами» стоит стремление некоторых членов СБ ООН просто продавить ооновские санкции в отношении «неугодных» им государств.

Что касается эвентуального укрепления потенциала экспертных групп санкционных комитетов в деле борьбы с секснасилием в конфликте, то данный вопрос нуждается в тщательной проработке, в том числе в Пятом комитете Генассамблеи ООН. При этом следует исходить из недопустимости как создания тематических перекосов в деятельности экспертов, так и роста ресурсных издержек в результате модификации их мандатов.

В заключении позвольте поблагодарить организаторов встречи за возможность проведения обмена мнениями по данной тематике и заверить в последовательной позиции Российской Федерации во взаимодействии с членами Совета по пресечению данного негативного явления, которое приносит дополнительные страдания жертвам вооруженных конфликтов.