Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по положению в Афганистане

Г-н Председатель,

Благодарим Специального представителя Генсекретаря ООН и главу МООНСА г-на Тадамичи Ямамото за анализ процессов, разворачивающихся в Афганистане. Внимательно выслушали выступление посла Исламской Республики Афганистан г-на Махмуда Сайкала, а также г-на Рамиса Бахтиара Разделяем многие оценки, содержащиеся в соответствующем квартальном докладе Генсекретаря ООН. Со своей стороны хотели бы отметить следующее.

Крайнюю обеспокоенность вызывает ситуация в области безопасности в Афганистане. Движение талибов контролирует почти половину территории страны, периодически захватывая новые уезды, в т.ч. на севере. Отмечаем, что боевики располагают потенциалом для совершения масштабных, скоординированных и хорошо подготовленных операций. Яркие примеры тому – многодневные атаки на стратегически важную провинцию Газни, массированные нападения на Гор, Фарах и Сари-Пуль. Непростая ситуация складывается в Пактии, Гильменде, Фарьябе, Самангане, Герате и Кундузе. На этом фоне нас особенно тревожит состояние Афганских национальных сил безопасности, которые ежедневно несут огромные потери.

В фокусе нашего пристального внимания – нарастание терактивности «афганского крыла» ИГИЛ, кадровую подпитку которое в основном получает за счет иностранных боевиков, имеющих за плечами боевой опыт в Сирии и Ираке. По нашим данным, количество игиловцев может достигать 10 тыс. человек. Дополнительную опасность представляет их расширяющаяся идеологическая, пропагандистская и вербовочная деятельность с умелым использованием информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на сообщения о поражении боевиков и их частичной сдачи правительственным силам в Джаузджане в августе, они по-прежнему сохраняют сильные позиции в других провинциях на севере и северо-востоке страны для последующего укрепления своего влияния. Видим в этом угрозу как для своих границ, так и для наших центральноазиатских соседей.

Эпозодически в борьбу с ИГИЛ включается и ДТ, в основном на севере и востоке Афганистана. Это свидетельствует об осознании игиловской угрозы как властями в Кабуле, так и талибами. Подчеркиваем, борьба с террористами в Афганистане была бы намного эффективнее, если бы удалось объединить усилия на региональном и международном уровнях. Применительно к Афганистану и другим конфликтным очагам сохраняет свою актуальность наша инициатива о формировании широкой антитеррористической коалиции.

Требует прояснения ситуация с полетами т.н. «неопознанных» вертолетов на севере Афганистана, доставлявших как вооружения и боеприпасы игиловцам. Вызывает удивление отсутствие какой-либо реакции на эти события, в том числе со стороны командования дислоцированного здесь контингента НАТО. Считаем попытки замалчивать проблему недопустимыми.

Настораживают поступающие сведения о стремлении афганского «крыла» ИГИЛ договориться с руководством ДТ и других терорганизаций о координации деятельности. Кроме того, укрепляются контакты ИГИЛ с представителями «Исламского движения Туркестана».

С учетом деградирующей ситуации в сфере безопасности в ИРА считаем необходимым активнее задействовать антитеррористические санкционные механизмы СБ. Выступаем за создание дополнительных барьеров для деятельности террористических элементов в этой стране. Особый акцент важно сделать на подведении под санкции лиц и группировок, причастных к деятельности ИГИЛ.

Г-н Председатель,

Вызывает обеспокоенность непрекращающийся рост наркопроизводства. Наркотики обеспечивают существенную финансовую «подпитку» террористам в ИРА. В этой связи вызывает недоумение то, что афганская наркотическая проблема полностью проигнорирована в заключительных выводах документа. Убеждены, что она требует приоритетного рассмотрения. На это ориентированы наши практические шаги, в т.ч. по линии ШОС и ОДКБ. Всемерно поддерживаем работу УНП ООН на этом направлении. Россия на регулярной основе оказывает содействие осуществляемой под эгидой Управления Глобальной инициативе «Парижский пакт» по комплексному противодействию опиатам афганского происхождения, региональной программе УНП ООН для Афганистана и соседних с ней стран, проекту по альтернативному развитию в провинции Бадахшан. Удовлетворены ходом реализации наших проектов по обучению наркополицейских из Афганистана, Пакистана, стран Центральной Азии, а также совместного с Японией «Домодедовского проекта» по созданию кинологической службы для Афганистана. Надеемся, что он станет важной составляющей механизма по борьбе с наркотиками в этой стране.

 Г-н Председатель,

С сожалением констатируем, что 17-летнее масштабное военное присутствие контингентов США и НАТО не привело к стабилизации военно-политической ситуации в стране. Очевидно, что линия на использование исключительно силового давления не приносит желаемых результатов и приводит лишь к эскалации конфликта.

Убеждены, что кризис в Афганистане не имеет военного решения. Единственный путь к его урегулированию лежит через достижение общеафганского согласия политико-дипломатическими средствами. Особенно остро необходимость в этом ощущается сейчас, накануне выборов, которые должны стать шагом к объединению страны. Поддерживаем линию Кабула и общественно-политических сил страны на данном направлении. Исходим из того, что переговорный процесс должен осуществляться под руководством самих афганцев. Подтверждаем готовность оказывать всемерное содействие.

Приветствуем международные и региональные усилия по содействию Афганистану в налаживании мирного процесса. Главное – здесь не должно быть места конкуренции и «перетягивания одеяла на себя». Необходима оптимальная площадка для международной поддержки налаживанию мирного процесса в ИРА с задействованием наиболее заинтересованных сторон. Этой цели отвечает Московский формат консультаций по Афганистану, заседание которого мы планируем провести с участием представителей ДТ после выработки консолидированной позиции по данному вопросу в Кабуле. Рассчитываем на подключение США, приглашение которых остается в силе.

Отмечаем растущее в мире понимание важности регионального контекста афганского урегулирования. Особенно выделяем механизм обновленной Контактной группы «ШОС-Афганистан». Видим хороший потенциал в усилении и антинаркотического взаимодействия Афганистана с ОДКБ.

По-прежнему отводим МООНСА важную роль в координации международного содействия Афганистану. Высоко оцениваем самоотверженную мужественную работу ооновцев. Россию и Афганистан связывают исторически дружественные открытые и доверительные отношения. Мы искренне заинтересованы в скорейшей стабилизации в стране и ее возвращении не рельсы устойчивого развития. На этой основе мы готовы к взаимодействию с самим Афганистаном, региональными и международными партнерами.

Благодарю за внимание.