Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на заседании Четвертого комитета Генассамблеи ООН по всестороннему рассмотрению всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах

Господин Председатель,

Российская Федерация традиционно рассматривает миротворчество как один из безусловных приоритетов деятельности ООН в области поддержания мира и безопасности, сохраняющих свою практическую значимость для жизней миллионов людей. В течение 70 лет миротворческая деятельность не раз доказывала свою востребованность и актуальность, оставаясь визитной карточкой Организации Объединенных Наций.

Служба миротворцев постоянно связана с риском для жизни. «Голубым каскам» зачастую приходится осуществлять свой мандат в сложных, неоднозначных или даже опасных условиях. Опыт Мали, ДР Конго, ЦАР и других «горячих точек», где гибли миротворцы, учит нас необходимости сделать максимум, чтобы избежать повторения возможных трагедий в будущем.

С неизменным вниманием относимся к проблеме оптимизации миротворческих миссий, повышения эффективности и безопасности «голубых касок». Ценим предпринимаемые Генеральным секретарем ООН Антонио Гуттерешем усилия на этом направлении.

Убеждены, что как бы ни развивалось реформирование миротворчества, императивом является безальтернативность урегулирования конфликтов политическими методами.

Незыблемым должно оставаться соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата.

Этими базовыми принципами должны регулироваться все аспекты работы миссий, включая защиту гражданских лиц там, где это закреплено в мандате. Неизменно подчеркиваем, что именно принимающие государства несут главную ответственность за безопасность населения, в т.ч. от террористических атак, за налаживание политпроцесса, устранение причин конфликта, обеспечение постконфликтного восстановления. Международное сообщество, в свою очередь, должно оказывать правительствам необходимое содействие в достижении этих целей. При этом полностью поддерживаем тезис о недопустимости использования миротворческих сил ООН в целях борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом.

Эффективность миротворчества, как и прежде, зависит от ясности, четкости, реалистичности самих мандатов и их соответствия стоящим перед ООН задачам и текущей обстановке «на земле» с упором на устранение специфических для каждого конфликта причин, а не на решение генерических задач. Здесь также важно учитывать мнение как принимающих государств, так и стран-поставщиков контингентов. Сохраняет актуальность и задача разработки стратегий свертывания ОПМ, особенно в контексте линии на оптимизацию финансовых ресурсов.

Господин Председатель,

Следует также понимать, что сильное (robust) миротворчество – это не панацея. Повсеместное наделение такими мандатами вряд ли будет способствовать повышению безопасности миротворцев. Этого можно достичь улучшая их профессиональную подготовку и материально-техническое обеспéчение.

Необходимо помнить, что решающая роль в реформировании миротворчества принадлежит государствам-членам – через принятие соответствующих решений в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Особо отмечаем при этом работу Специального комитета ГА ООН по операциям по поддержанию мира (С-34) – уникального органа, объединяющего на своей площадке членов СБ, стран-поставщиков контингентов (СПК) и принимающие государства для обсуждения актуальных вопросов миротворчества и выработки общих подходов к параметрам этой деятельности, которыми должны руководствоваться Секретариат ООН и миссии «на местах». Любые попытки проведения через Совет Безопасности ООН несогласованных подходов или инициатив, не прошедших через процедуру согласования в С-34, или создания альтернативных площадок для этих целей, считаем контрпродуктивными. Только безусловное соблюдение консенсусных подходов на практике может обеспечить необходимый уровень доверия между всеми заинтересованными сторонами, и, следовательно, способствовать итоговому успеху.

В контексте продвижения «разведки в миротворчестве» по-прежнему исходим из того, что она может использоваться исключительно для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Сбор данных должен осуществляться строго в соответствии с Уставом ООН, с согласия принимающей стороны и сугубо законными методами. Особое значение имеет надежное хранение и безопасная обработка чувствительной информации. Недопустимы попытки задействовать для целей спецполитмиссий и гуманитарных операций.

Господин Председатель,

Поддерживаем линию Генсекретаря ООН на наращивание тесного взаимодействия с региональными и субрегиональными организациями при проведении миротворческих операций. Успешный пример – сотрудничество ООН с Афросоюзом. Видим хорошие возможности для наращивания взаимодействия ООН с ОДКБ в миротворческой сфере.

Г-н Председатель,

Российские миротворцы, многие из которых – женщины, несут службу в различных ОПМ ООН, в первую очередь в Африке и на Ближнем Востоке. Мы активно участвуем в предоставлении авиауслуг для нужд ООН. Наши миротворческие центры на должном уровне готовят не только российских, но и иностранных специалистов. С 2000 г. успешно функционирует сертифицированный ООН Центр по подготовке полицейских миротворцев при МВД России в Домодедово. Военный учебно-научный центр Минобороны России в Нара-Фоминске, а также Международный противоминный центр в Нахабино также готовы обучать миротворцев и специалистов по разминированию из развивающихся стран.

Изучаем возможности по оперативному направлению необходимых миротворческих сил по запросу ООН.

Готовы и в дальнейшем оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН в целом.

Благодарю за внимание.