Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.В.Ситникова по пункту 66 повестки дня Третьего комитета 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Доклад Верховного комиссара ООН по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, возвращенцев и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы»

Господин Председатель,

Российская Федерация положительно оценивает доклад Верховного комиссара ООН по делам беженцев за отчетный период. Эффективная работа Управления Верховного комиссара по укреплению режима международной защиты беженцев, внутренне перемещенных лиц и лиц без гражданства важна и востребована. Продолжим оказывать УВКБ всестороннюю поддержку.

Весомый вклад нашей страны в решение проблем беженцев и вынужденных мигрантов выражается в масштабной гуманитарной деятельности во многих странах и регионах мира, а также политических усилиях по преодолению и предотвращению кризисов.

Сейчас особую актуальность имеет вопрос о возвращении сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц. Призываем не политизировать этот процесс, а ставить во главу угла судьбы миллионов сирийцев, желающих вернуться к родным очагам. Ожидаем от УВКБ, государств-членов и других профильных международных организаций деятельного подключения к реализации инициативы Сирии и России по возвращению сирийских беженцев и ВПЛ на родину.

Господин Председатель,

Российская Федерация исходит из того, что Глобальный договор о беженцах будет способствовать защите прав и улучшению положения беженцев, соискателей убежища и лиц без гражданства во всем мире, а также повышению эффективности работы УВКБ в рамках его существующего мандата.

Приветствуем включение в Глобальный договор положения о необходимости политического урегулирования конфликтов и содействия странам исхода в социально-экономическом развитии как условий для предотвращения потоков вынужденной миграции и добровольного возвращения беженцев в свои страны и их реинтеграции в общество.

В то же время рассматриваем продвижение концепции «разделения ответственности» как попытку переложить часть ответственности на чужие плечи. Нынешняя сложная миграционная ситуация в Европе во многом является следствием безответственного и противоречащего международному праву вмешательства ряда западных стран во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока и Северной Африки с целью их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств. Следовательно, основную и первоочередную ответственность за оказание помощи жертвам такого вмешательства – беженцам и вынужденным мигрантам – должны нести государства, активно участвовавшие в этом вмешательстве.

Исходим из того, что решение о приеме беженцев принимается только самим принимающим государством в соответствии с его внутренним законодательством и международными обязательствами. Прием беженцев из государств, в которых их жизни или свободе не угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, включая любые формы «переселения», «перемещения», «квотирования» и т.д., равно как и действия по защите и обеспечению прав указанной категории лиц, осуществляется исключительно по добровольному согласию принимающего государства и с полным соблюдением принципа государственного суверенитета. Высылка таких лиц обратно в вышеупомянутые безопасные государства, из которых они прибыли, не охватывается принципом невысылки беженцев (non-refoulement).

Исходим из того, что принцип невысылки беженцев не имеет отношения к пожеланиям самого лица, а основывается на наличии объективных обстоятельств в государстве его гражданской принадлежности. При этом следует иметь в виду право государств производить даже при наличии таких обстоятельств высылку беженцев, рассматриваемых в силу уважительных причин как угрозу безопасности страны, в которой они находятся, или осужденных вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющих общественную угрозу для страны.

Не должно подвергаться сомнению то обстоятельство, что права беженцев не распространяются на лиц, которые совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности или виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Считаем, что обязанность государств предоставлять беженцам трудовые права, социальное обеспечение и правительственную помощь распространяется только на беженцев, законно проживающих на их территории.

Убеждены, что «климат, ухудшение экологической обстановки и природные катаклизмы» не могут рассматриваться с точки зрения международного права как причины перемещения беженцев. На сегодняшний день отсутствуют достоверные и универсально признанные научные данные, позволяющие говорить о прямой зависимости между изменением климата и перемещением людей, а также главенстве экологических факторов, вынуждающих к перемещению.

С учетом изложенного исходим из того, что положения, содержащиеся в Глобальном договоре о беженцах, не имеющем обязательной юридической силы, не будут налагать на Российскую Федерацию обязательств, в том числе правового и финансового характера. Российская Федерация не станет считать себя связанной и принимать к сведению те положения Глобального договора, которые могут вступить в противоречие с ее национальными интересами, законодательством, а также принятыми ею на себя международными обязательствами.

Благодарю за внимание.