Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Г.Е.Лукьянцева в Третьем комитете 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пунктам 72 и 73 повестки дня «Ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и «Право народов на самоопределение»

Г-н Председатель,

Как известно, борьба с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью была одной из первопричин создания Организации Объединённых Наций. Данная задача и по сей день остаётся актуальным и важным направлением деятельности Организации в правозащитной сфере, для решения которой необходимы политическая воля и последовательная и слаженная работа всего международного сообщества. На практике же серьезные расхождения в трактовке проблемы и подходах к ее решению среди государств-членов ООН, профильных международных структур и представителей гражданского общества существенно снижают эффективность соответствующих мер.

Как результат, из-за отсутствия должной международной координации во многих странах мира продолжается рост проявлений расизма, ксенофобии и нетерпимости. В своем стремлении заручиться поддержкой потенциального электората политические партии и отдельные политики широко используют расистскую риторику. В публичном пространстве весьма популярны откровенно расистские лозунги и призывы, практически беспрепятственно, в том числе и благодаря информационно-коммуникационным технологиям, распространяются разного рода экстремистские идеи и убеждения.

На этом фоне бездействие отдельных государств, прикрывающихся ссылками на якобы абсолютное право на свободу выражения мнения, является попросту безответственным. Более того, такая позиция противоречит целостному и комплексному подходу к правам человека. На необходимость проводить четкое различие между упомянутой негативной практикой и тем, что принято именовать «свободой слова», четко указывает Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, статья 4 которой требует от государств-участников этого договора преследовать указанные проявления расизма, расовой дискриминации и ксенофобии в уголовном порядке.

А между тем в центре Европы, наиболее пострадавшей в ходе Второй мировой войны, уже становится практически обыденной практика чествования ветеранов подразделений «Ваффен-СС» и разного рода коллаборационистов. Тех, кто сотрудничал с нацистами и совершал военные преступления и преступления против человечности, объявляют национальными героями и участниками национально-освободительных движений. В ряде стран продолжается война памятникам и монументам в честь тех, кто освобождал Европу и весь мир от нацизма и фашизма.

Господин Председатель,

Подтверждаем важность всемерного укрепления режима Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, включая содействие Комитету по ликвидации расовой дискриминации. Российская Федерация считает недопустимыми любые попытки ограничить его компетенцию как она определена упомянутым международным договором, в частности, по вопросу урегулирования имеющихся между государствами-участниками разногласий.

Г-н Председатель,

По-прежнему серьезную обеспокоенность у нас вызывает положение более 300 тысяч так называемых неграждан, а также в более широком плане сохраняющаяся дискриминация национальных меньшинств в странах Прибалтики.

За прошедший год значительно обострилась проблема защиты языков национальных меньшинств, в первую очередь в сфере образования. Это касается как стран Прибалтики, так и Украины. Принятые в соответствующей области меры не могут быть охарактеризованы иначе, как дискриминационные. Причем на Украине русский язык вообще оказался в состоянии двойной дискриминацией, то есть не только по отношении к украинскому языку, но и к языкам государств-членов ЕС. Считаем такую ситуацию недопустимой и противоречащей международным обязательствам Киева.

Г-н Председатель,

Реализация права народов на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН, пактах по правам человека и Декларации ООН о принципах международного права, является в современной мире отнюдь не только историческим вопросом, уходящим корнями в многовековую борьбу с колониализмом. Построение справедливого международного порядка, при котором все народы выбирают свое политическое будущее в соответствии с Уставом ООН и нормами и принципами международного права, возможно лишь при условии содействия подлинному соблюдению прав всех народов без применения «двойных стандартов» и продвижения конъюнктурных интересов отдельных государств и групп государств.

Благодарю Вас.