Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по тематике осуществления базовых контртеррористических резолюций Совета

Г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы поблагодарить делегацию Эфиопии за включение в программу Совета на сентябрь сегодняшнего заседания и усилия по его подготовке.

Ровно 16 лет назад, 28 сентября 2001 года, была принята базовая контртеррористическая резолюция СБ 1373. Сегодняшнее заседание имеет целью провести давно назревший анализ текущей ситуации в сфере имплементации этой резолюции и других решений Совета, конкретизировавших обязательства государств на направлении борьбы с терроризмом.

Полагаем, что нынешняя дискуссия особо востребована ввиду предстоящего в декабре 2017 года обзора и продления мандата Исполнительного директората Контртеррористического комитета СБ (КТИД КТК). Считаем, что озвученные сегодня оценки будут важным подспорьем в деле формулирования соответствующей резолюции Совета в конце года.

Российская делегация признательна заместителю Генерального секретаря – главе Управления ООН по контртерроризму г-ну Воронкову за его выступление. Поздравляем его с дебютом в Совете. Будем рады Вас здесь видеть.  Благодарны также Председателю КТК г-ну Абулатте и г-ну Шариа за их брифинги и изложение своих подходов к теме заседания.

Г-н Председатель,

На фоне эволюции террористических угроз становится все более очевидным, что не только региональные, но и международные усилия по борьбе с терроризмом могут зависеть в том числе от того, насколько добросовестно к своим обязательствам относятся отдельные государства. Пробелы в антитеррористических системах не остаются незамеченными – террористы умело пользуются такими лазейками. Уйдя от правосудия в одной стране, они неизбежно будут представлять угрозу для других, прежде всего соседних государств.

К сожалению, нередки случаи, когда национальное антитеррористическое законодательство до сих пор находится в зачаточном состоянии. Например, Глобальный обзор имплементации резолюции 1373, подготовленный КТИД в 2016 году (S/2016/49), указывает на то, что в законодательстве ряда стран отсутствуют нормы, необходимые для уголовного преследования иностранных террористов-боевиков.

В ряде стран не установлены должные механизмы обмена информацией и межведомственной координации, неадекватен иммиграционный и визовой контроль. Далеко не все страны подключены к соответствующим базам данных Интерпола. Налицо также недоработки в сфере пресечения финансирования терроризма. Этот список, к сожалению, можно продолжить.

Необходимо учитывать, что сегодня на первый план выходит террор, не требующий особой финансовой подпитки. Он сопряжен с угрозой террористов-смертников, подверженных мощной пропагандистской обработке. Для совершения атак достаточно, например, иметь грузовой автомобиль. Естественно, поставить под контроль подобные орудия убийства невозможно. Поэтому необходим акцент на превентивных мерах и борьбе с радикализацией.

На этом фоне обращают на себя внимание явные недоработки в деле реализации резолюции 1624 по борьбе с подстрекательством к терроризму, в том числе фактами его публичного оправдания и глорификации. В Глобальном обзоре выполнения этого решения СБ (S/2016/50), к примеру, отмечен ряд факторов, препятствующих привлечению подстрекателей и других пособников терроризма к ответственности. Среди них – отсутствие криминализации таких деяний в отдельных государствах и недостаточное применение принципа «либо выдай, либо суди».

Убеждены в необходимости срочных и скоординированных мер по выявлению и удалению террористического контента в сети Интернет, через который ведется активная пропаганда и рекрутирование террористов. Хорошо, что по этой тематике на прошлой неделе по инициативе Соединенного Королевства, Франции и Италии было созвано специальное мероприятие высокого уровня на полях общеполитической дискуссии 72-й сессии Генеральной Ассамблеи. При этом парадоксально, что отдельные страны в свое время не захотели работать с российским проектом резолюции СБ по борьбе с идеологией терроризма, нацеленным как раз на решение указанных задач.

Г-н Председатель,

Убеждены, что в целом необходимо обеспечить большую отдачу от антитеррористических решений СБ, создать атмосферу повышенной требовательности к государствам в плане их реализации, сформировать условия для укрепления потенциала национальных систем борьбы с терроризмом. Нельзя забывать, что государства-члены согласились подчиниться решениям Совета Безопасности и строго выполнять их, а вытекающие из Устава ООН обязательства имеют преимущественную силу по отношению к любым другим.

Г-н Председатель,

В ходе предыдущего обновления мандата КТИД в 2013 году Совет Безопасности подчеркнул ключевую роль КТК и его Исполнительного директората по обеспечению полноценной имплементации резолюций СБ 1373 и 1624. Мы признательны Исполнительному директорату и его умелому руководителю в течение последних четырех лет - г-ну Лаборду за эффективную работу, проделанную с 2013 года.

Надеемся, что указанная цель будет безусловным приоритетом для нового руководителя КТИД г-жи Конинкс. Мы приветствуем ее назначение и уверены, что ее опыт как прокурора и главы Евроюста будет востребован на этом посту.

В целом же на фоне реформы архитектуры антитеррористических органов ООН в международных усилиях на направлении борьбы с терроризмом, по нашему мнению, открывается новая страница. Рассчитываем на плотное сотрудничество КТК и его Исполнительного директората с Управлением по контртерроризму. Полагаем, что данные, выявленные в результате аналитической работы КТИД, являются важным индикатором потребностей государств в техническом содействии. Поэтому достижение его эффективности во многом зависит от должного – без излишней бюрократизации - обмена информацией между КТИД и УКТ.

Г-н Председатель,

Полагаем, что предстоящий обзор мандата КТИД – подходящий момент для того, чтобы посмотреть на то, как Совет мог бы укрепить потенциал Исполнительного директората, в частности в свете большого объема полезной работы, выполняемой им в ходе и после страновых визитов.

Для нас, например, очевидно, что следует повысить отдачу от формулируемых по их итогам рекомендаций. Сейчас получается, что наработки КТИД порой неоправданно предаются государствами забвению. Эта ситуация требует исправления. На наш взгляд, есть резервы, которые Контртеррористический комитет мог бы задействовать и в плане оптимизации своих процедур еще на стадии подготовки страновых визитов.

Рассчитываем, что Исполдиректорат обобщит прозвучавшие сегодня оценки государств, а также использует оставшееся до обзора своего мандата время для того, чтобы, оценив опыт предыдущих лет, сформулировать собственные идеи на этот счет.

Г-н Председатель,

Ожидаем конструктивной совместной работы в СБ в рамках предстоящего обзора мандата КТИД. В наших общих целях – добиваться повсеместного и добросовестного выполнения резолюций Совета, чему должен способствовать уникальный потенциал Комитета.