Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на заседании Совета Безопасности ООН по теме: «Военные действия в городах: защита гражданских лиц в городских условиях»

Г-н Председатель,

Г-н Премьер-Министр, 

Приветствуем Вас в качестве Председателя Совета Безопасности. Благодарим Генерального секретаря за его участие. Также благодарны Президенту Международного комитета Красного Креста, а также г-же Р.Мутавакель за их информацию и оценки.  

Еще раз признательны норвежской делегации за предложение обратиться к вопросу порядка ведения эвентуальных боевых действий в условиях городской застройки. Отрадно, что тематика защиты гражданских лиц остается в фокусе пристального внимания Совета Безопасности, накопившего внушительный массив решений и заявлений по данному вопросу.

Для минимизации потерь среди некомбатантов требуется ответственно подходить к соблюдению норм международного гуманитарного права. Задача следования этим нормам приобретает особую значимость в ситуациях вооруженных действий в густонаселенных районах.

Специфика военных операций в городах состоит в том, что гражданские и военные объекты нередко оказываются переплетены в пределах городской застройки. В этой связи при планировании операций на передний план выходит использование наиболее точной и достоверной информации. Недопустимо нанесение ударов с использованием беспилотных летательных аппаратов или иных  средств удаленного боя на основе непроверенной разведывательной информации. Удар американского беспилотника 29 августа прошлого года в Кабуле по семье и детям – настоящая трагедия и показательный пример как не надо делать. И подобных примеров за последнее время в мире накопилось, к сожалению, немало.

В целом страны–члены НАТО и различных «коалиций за демократию» обладают колоссальным негативным опытом в рамках рассматриваемой сегодня темы. Причем нередко бомбардировки городских  кварталов осуществлялись не с целью достижения военного преимущества, а для политического устрашения, мести, наказания неугодных  правительств. Все помнят авиаудары по центру Белграда и другим сербским населенным пунктам весной 1999 года.

Не забылись и первопричины и методы ведения боевых действий в Ираке и Ливии. 

Не самые лучшие примеры военных операций в городах – это действия украинской армии против мирных граждан своей страны. Однако сейчас, на фоне искусственно нагнетаемой мнимой угрозы якобы исходящей со стороны России, западные страны продолжают накачивать Украину оружием, поставляют и своих военных советников и в целом потакают украинским провокациям вместо того, чтобы заставить их выполнять утвержденные СБ ООН Минские договоренности. А это значит, что на востоке Украины будут продолжать гибнуть дети, старики и женщины, против которых киевские власти уже который год ведут необъявленную войну.

Г-н Председатель,

Сегодня особую угрозу гражданскому населению представляют террористические группировки, участвующие в вооруженных конфликтах, в первую очередь в Сирии и некоторых странах Африки. Враждующие стороны, боевики, террористы все чаще используют для военных целей гражданские по своему функциональному назначению сооружения, включая больницы и школы. Решительно осуждаем такую практику. Подобное безответственное поведение превращает эти сооружения в законные цели для нападения согласно международному гуманитарному праву. В результате подвергаются опасности жизни гражданских лиц. Считаем в высшей степени позорной и недостойной практику использования гражданских объектов в качестве «прикрытия», а мирных жителей - в качестве «живого щита». 

Г-н Председатель,

В целом исходим из достаточности имеющейся договорно-правовой базы –Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним – для защиты гражданских лиц и объектов, в том числе в условиях городского боя. В нормах МГП заложена достаточная гибкость для того, чтобы принимаемые при планировании военных операций меры предосторожности точно соответствовали контексту боя и обеспечивали минимизацию ущерба. Городские условия в этом случае не исключение. 

«Вольная» интерпретация международного гуманитарного права, а также изобретение бесконечных «инновационных» конструкций для заполнения якобы существующих в нем пробелов на деле приводят лишь к размыванию устоявшихся международно-правовых норм. Нам нельзя ослаблять этот авторитетный свод правил. Равным образом нельзя допускать, чтобы МГП стало инструментом политических манипуляций. 

Благодарю Вас.