Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Представителя Российской Федерации в Первом комитете 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В.И.Ермакова в рамках общеполитической дискуссии по разделу «Обычные вооружения»

Уважаемый г-н Председатель,

Большое значение в современном мире имеет Конвенция о "негуманном оружии" (CCW), отличающаяся уникальным сбалансированным учётом как гуманитарных озабоченностей, так и законных оборонных интересов государств.

Россия в полной мере выполняет свои конвенциональные обязательства. Последовательно выступаем за укрепление и универсализацию КНО и её Протоколов.

Удовлетворены итогами Пятой обзорной Конференции КНО, которая подтвердила, что Конвенция остаётся эффективным инструментом международного права в области контроля над отдельными видами обычных вооружений. Несмотря на радикальные призывы, государства-участники остались на позициях реализма, что нашло отражение и в итоговых документах.

Выработка любых новых договоренностей в рамках КНО возможна только путем кропотливой экспертной работы на сбалансированной основе и при условии, что они не будут подрывать проверенные временем базисные положения КНО. Поэтому мы сдержанно относимся к обсуждению весьма незрелой ещё проблематики "смертоносных автономных систем вооружений" (САС). Работу Группы правительственных экспертов по САС надо выстраивать на принципах поэтапности, без какого-либо забегания вперёд и уж точно без попыток форсированной установки превентивных ограничений или запретов на данный вид перспективных вооружений и соответствующих технологий.

Что касается проблематики применения в густонаселенных районах боеприпасов взрывного действия, то большинство озабоченностей на этот счет покрываются уже существующими положениями МГП и никаких дополнительных конвенциональных мер не требуется. Необходимо лишь чётко соблюдать имеющиеся обязательства государств по МГП.

Разделяем цели и принципы Конвенции о запрещении противопехотных мин (КЗПМ; Оттавская конвенция). Высоко ценим усилия Белоруссии, завершившей  уничтожение оставшихся на её территории в наследство от Советского Союза 3,4 млн. противопехотных мин ПФМ-1 в соответствии со ст. IV Оттавской конвенции.

Мы не исключаем возможности своего присоединения к КЗПМ в будущем. В России продолжаются работы по решению ряда технических, организационных и финансовых вопросов, связанных с выполнением Оттавской конвенции.

Одновременно Россия предпринимает действенные меры по снижению «минной» угрозы. В рамках КНО Россия добросовестно выполняет свои обязательства по Дополненному минному Протоколу 2. У нас прекращено производство наиболее опасного типа противопехотных мин – фугасных. Россия оказывает значительное содействие в разминировании и ликвидации запасов мин другим государствам. Наиболее яркие примеры – беспрецедентные по своей сложности и объему работ операции по разминированию сирийских городов Пальмира и Алеппо.

С большим сожалением отмечаем, что информация о возможных нарушениях КЗПМ не проверяется. Как мы видим на примере Украины, предусмотренный Оттавской конвенцией механизм Генсекретаря ООН по расследованию остается незадействованным. Более того, на Совещаниях государств-участников в 2015-16 гг. никто даже не ставил вопрос о соблюдении Киевом обязательств по КЗПМ в ходе развязанной им гражданской войны на юго-востоке страны.

Наша оценка Конвенции по кассетным боеприпасам (ККБ) не изменилась. Это – политизированный документ, подстраивающий само определение КБ под интересы отдельных государств, стремящихся обеспечить себе односторонние военно-технические преимущества. ККБ лишь декларирует «запрет» на КБ, но на деле его не содержит. При этом она искусственно делит эти боеприпасы на «хорошие» и «плохие» на основе произвольных и крайне неубедительных критериев. Так, Статья 21 по сути перечеркивает все содержащиеся в Конвенции ограничения, так как она позволяет вести совместные боевые действия с применением КБ совместно с государствами-неучастниками ККБ.

Не видим смысла присоединяться к Международному договору о торговле оружием (МДТО), так как стандарты этого документа значительно ниже норм российского законодательства в этой области. В частности, в МДТО нет главного - прямого запрета на передачу оружия негосударственным субъектам. Кроме того, МДТО не запрещает безлицензионное производство образцов вооружений других государств. Отсутствует также положение о контроле за реэкспортом. Все эти лазейки активно используются недобросовестными "игроками" на рынке вооружений, в т.ч. из числа государств - ярых сторонников МДТО. Так, многие государства-участники МДТО продолжают дестабилизирующие поставки вооружений в зоны конфликтов, где они зачастую оказываются в руках террористов, как например, в Сирии.

Следует отметить, что российские оценки МДТО разделяют и многие другие ответственные государства ООН. После ничем не оправданных и весьма завышенных первоначальных оценок этого весьма спорного документа у многих государств наступило прозрение. Поэтому ни о какой "универсализации" МДТО теперь никто из серьезных экспертов уже не говорит.

Прискорбно, что МДТО не оказал практически никакого влияния на нелегальный оборот легкого и стрелкового оружия (ЛСО). Многие делегации продолжают обращать внимание на рост вооруженного насилия не только в зонах конфликтов, но и в относительно благополучных регионах.

Поэтому мы придаем особое значение вопросам реализации Программы действий (ПД) ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах и борьбе с ней. Потенциал Программы далеко не исчерпан, и еще многое предстоит сделать для повышения ее практической отдачи.

Снизить риски нелегального распространения ЛСО позволило бы усиление национального контроля за всеми этапами жизненного цикла оружия – от производства до утилизации. Среди эффективных мер – запрет на поставки ЛСО неуполномоченным структурам, регламентация брокерской деятельности, недопущение несанкционированного реэкспорта оружия, прекращение безлицензионного производства оружия. Последовательно продвигаем все эти инициативы в работе обзорных механизмов ПД ООН. Часть из них была отражена в итоговом документе Совещания государств 2016 года. Рассчитываем на позитивный результат и по итогам обзорной Конференции 2018 года под председательством Франции.