Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Первом комитете 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН А.И.Белоусова по разделу «Разоруженческий механизм»

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация убеждена, что ведущая роль в рассмотрении вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), равно как и вопросов международного мира и глобальной безопасности должна принадлежать ООН. Задачи укрепления действующих и разработка новых режимов в области контроля над вооружениями должны решаться либо в рамках уже существующих конвенционных механизмов, либо в рамках разоруженческого механизма ООН. Это является залогом обеспечения принципа многосторонности в разоружении.

Каждый из компонентов разоруженческой «триады» – Первый комитет ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению (КОР), Конференция по разоружению (КР) – должен ответственно и эффективно выполнять возложенные на него специфические функции. От нас же, как государств-членов ООН, требуется обеспечить необходимые для этого условия. Для этого в ходе работы этих важных форумов необходимо строго следовать их мандатам и избегать политизации в ущерб поиска консенсусных решений актуальных проблем КВРН.

К сожалению, в последнее время наряду с имеющимися проблемами у отдельных разоруженческих площадок, мы наблюдаем сверхполитизацию идущих на них дискуссий, что отвлекает участников от рассмотрения повестки дня и в целом переформатирует их работу.

С подобной ситуацией в этом году столкнулась и КР, где из-за позиции отдельных государств не удалось в полной мере извлечь максимум пользы из работы вспомогательных органов. Считаем неконструктивной позицию, идущую вразрез с традициями и духом Конференции, которая препятствовала нормальному выполнению, по ротации, одним из участников КР обязанностей Председателя. Считаем недопустимыми любые попытки отхода от устоявшейся практики работы КР. Кроме того, в деятельности форума наметился явный крен в сторону рассмотрения вопросов, пусть даже и важных с точки зрения международной безопасности, но выходящих за пределы и повестки дня форума, и его мандата. Практическим выражением такого положения дел стало принятие в этом году впервые за последние 12 лет сугубо технического процедурного доклада КР.

Тоже самое мы наблюдаем и в Первом комитете. Конечно, признаки политизации, ведущей в свою очередь к поляризации, а значит и к трудностям в достижении консенсусных решений, проявлялись на нью-йоркской площадке и ранее. Однако, на нынешней сессии эта тенденция достигла предельного уровня. Яркое свидетельство этому - голосование на прошлой неделе по вопросу о возможности рассмотрения Первым комитетом российской резолюции в поддержку Договора о РСМД.

Безусловно, есть и положительные моменты в работе разоруженческих форумов.  Так, определенный прогресс демонстрирует последнее время КОР. В прошлом году государствам впервые с 1999 г. удалось принять консенсусный документ - рекомендации по мерам доверия в области обычных вооружений. В этом году в повестку форума по совместной инициативе КНР, США и России был добавлен новый пункт, посвященный подготовке рекомендаций по мерам транспарентности и доверия в космической деятельности в целях решения задачи предотвращения гонки вооружений в космосе. Состоявшиеся в апреле весьма содержательные обсуждения этого вопроса на КОР под умелым председательством Бельгии позволяют надеяться на достижение результата по итогам нового цикла работы Комиссии.

Обнадеживающим моментом стали и прошедшие субстантивные дискуссии в учрежденных в этом году пяти вспомогательных органах КР. Это позволило нам всем попытаться определить возможные точки соприкосновения по темам традиционной повестки дня, и обозначить те конкретные вопросы, на которых КР могла бы сфокусироваться в будущем.

Намерены и далее прилагать все усилия по оздоровлению работы разоруженческой триады. Не могу не упомянуть в этой связи выдвинутое в марте 2016 г. российское предложение о подготовке на КР международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ – ICCBT). Эта инициатива не ущемляет интересов государств, а ее реализация предполагает выработку нового инструмента противодействия ОМУ-терроризму, способствующего укреплению региональной и международной безопасности. Российское предложение остается «на столе» Конференции.

Г-н Председатель,

В заключение несколько слов о подготовленной в этом году Повестке дня генсекретаря ООН в области разоружения. В целом приветствуем этот документ, принимали активное участие в его подготовке. Вместе с тем, вынуждены констатировать, что несмотря на то, что изданию повестки дня предшествовал целый ряд консультаций секретариата ООН с отдельными государствами, наши подходы фактически не нашли в ней свое отражение. Будем внимательно следить за процессом реализации этого документа. Исходим из того, что именно государства должны определять повестку дня в такой чувствительной сфере как КВРН.

Спасибо за внимание.