Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Первом комитете 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН А.И.Белоусова по разделу «Региональное разоружение и безопасность»

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Россия со всей ответственностью относится к вопросам региональной безопасности. Со своими союзниками по ОДКБ и партнёрами по ШОС прорабатываем возможные совместные шаги по устранению новых вызовов и угроз региональной безопасности, урегулированию существующих конфликтов, обеспечению мира и стабильности. Активно участвуем в дискуссиях в рамках «структурированного диалога» по различным аспектам европейской безопасности.

В то же время с озабоченностью отмечаем деятельность наших западных партнёров, направленную на подрыв региональной безопасности в Европе. Под лозунгом необходимости сдерживания угрозы с Востока идёт беспрецедентное наращивание обычных вооружений и военного потенциала, в целом, на восточном фланге НАТО. В прибалтийских государствах создаются плацдармы для оперативного проецирования силы из Северной Америки в Европу в целях повышения боевого потенциала и размещения в Прибалтике, Польше, Румынии, Болгарии дополнительных воинских контингентов НАТО и США.

Особую настороженность у нас вызывает все возрастающая военная активность стран НАТО у российской границы на всём её западном протяжении (начиная от Балтийского и заканчивая Черным морем). Так, численность иностранных контингентов, размещенных на территориях Латвии, Литвы, Эстонии и Польши, в период с 2015 по 2018 гг. увеличена с 2 до 11 тысяч человек. Эти силы обладают всеми видами наступательных вооружений.

С 2015 г. существенно повысилась интенсивность полетов разведывательной и тактической авиации объединенных военно-воздушных сил альянса. Отмечаем резкий рост задействования стратегических бомбардировщиков B-52H и В-1В ВВС США в коалиционных учениях, проводимых на территории балтийских и скандинавских стран. Количество вылетов стратегических бомбардировщиков в Европе возросло в 12 раз – с шести в 2014 г. до 72 в 2017 г., а с начала 2018 г. выполнено уже свыше 40 самолетовылетов.

Активизировались заходы кораблей объединенных военно-морских сил НАТО в Балтийское и Черное моря. Если в 2016 г. зафиксировано 39 заходов, то в 2017 г. – уже 74.

Главное отличие нас от стран НАТО и их лидера США заключается в том, что мы проводим учения на своей территории, а США используют территорию своих союзников. Кроме того, в учениях мы не используем специальные группы, одетые в обмундирование НАТО и с вооружением натовского производства, как это зачастую практикуют в альянсе, переодевая часть военнослужащих в российскую форму. Все наши учения носят очевидный оборонительный или антитеррористический характер, что нельзя сказать про учения НАТО.

Учения НАТО имеют явную антироссийскую направленность независимо от того, в каком регионе конкретно они проводятся, будь то Северная Европа, или её южные районы.

Ещё один негативный аспект видим во всё более активном вовлечении в отработку военных операций с антироссийским подтекстом нейтральных государств. Ярким примером этого являются учения «Трайдент Джанкче-2018», в которых участвуют Швеция и Финляндия.

Не стоит забывать и о финансовой стороне. Под давлением США суммарные финансовые расходы стран НАТО не прекращают расти. В этом году для натовских стран был установлен перспективный уровень в 2% ВВП и одновременно объявлена рекомендация по достижению показателя в 4%. Увеличивается и военный бюджет США, размер которого в 2019 г. достиг очередной рекордной цифры. Это происходит в то время, когда Россия постепенно снижает свои оборонительные расходы. Эти статистические данные в совокупности с обновленной оборонной стратегией США ярко свидетельствуют об истинных устремлениях наших американских партнеров и их союзников.

Россия придерживается других подходов. Мы выступаем за устранение недопонимания и снижение напряженности в ходе уважительного диалога. Архитектуру безопасности невозможно укрепить в условиях острого дефицита доверия, разворота в политике и военном планировании НАТО к схемам «сдерживания» России. В этом контексте недавние заявления руководства США о намерении выйти из Договора о РСМД и наращивании ядерных вооружений рассматриваем в качестве негативного фактора, усугубляющего проблемы безопасности как в Европе, так и в глобальном масштабе.

Восстановление нормальных отношений может основываться только на взаимном уважении интересов друг друга, равной и неделимой безопасности для всех. То же относится и к мерам доверия, которые едва ли можно выстроить в условиях конфронтации. В связи с этим подчеркну, что российская военная деятельность находится под пристальным международным контролем и мы действуем транспарентно в том числе посредством применения положений Договора об открытом небе (ДОН) и Венского документа (ВД) 2011 г.

Не видим на данном этапе необходимости в модернизации ВД. Принятые за последние пять лет решения Форума по сотрудничеству в области безопасности и так выполняются. Кроме того, сложно вести речь о модернизации ВД, когда нет ясности с судьбой связанного с ним режима контроля над обычными вооружениями в Европе. В этих условиях целесообразно сосредоточиться на добросовестном выполнении действующих требований ВД.

         В отношении ДОН почеркну, что Россия продолжает четко следовать своим обязательствам по этому документу.  Попытки использования ДОН в целях разрешения застарелых региональных конфликтов не только бесполезны и контрпродуктивны, но и чреваты эрозией и девальвацией этого многостороннего инструмента.

Что касается российского присутствия на территории отдельных государств, а именно в Молдавии - на территории Приднестровья, а также в Абхазии и Южной Осетии, то хотели бы ещё раз подчеркнуть, что наши подразделения дислоцированы там либо на основе международного мандата, как это имеет место в Приднестровье, либо на основе двусторонних соглашений с независимыми суверенными государствами, как это происходит в Абхазии и Южной Осетии.

Российское военное присутствие в этих регионах обеспечивает их стабильность, создаёт условия для нормального социального и экономического развития, а главное - бесконфликтного сосуществования народов, проживающих в конкретных районах. Этот факт, от которого даже самые ярые критики российской внешней политики не могут отмахнуться.

Считаем заявление по поводу милитаризации Крыма и бассейнов Черного и Азовского морей сугубо пропагандистскими, которые имеют своей целью прикрыть планы НАТО по постановке под свой контроль данного региона. Такие планы уже активно осуществляются, например, посредством строительства морской базы в Николаеве на Украине, а также проведением регулярных учений военно-морских сил НАТО в Черном море.

Спасибо за внимание.