Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Первом комитете 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В.И. Ермакова в рамках дискуссии по разделу «Другие меры разоружения и международная безопасность»

Господин Председатель,

Угрозы в цифровой сфере сегодня − один из наиболее серьезных  вызовов международному миру и безопасности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все чаще используются как инструмент военно-политического давления, вмешательства во внутренние дела государств, нанесения экономического ущерба. Набирает обороты гонка информационных вооружений. Растет уровень информационной преступности, причем под корыстные преступления нередко маскируется решение политических задач.

На этом неблагоприятном фоне роль дискуссии по международной информационной безопасности (МИБ) в ООН исключительно важная.

С гордостью отмечаем, что именно Россия первой подняла в ООН вопрос об обеспечении МИБ. Еще в 1998 г. мы впервые внесли на рассмотрение Генассамблеи резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Наш документ принимался консенсусом почти два десятилетия подряд. В прошлом году его соавторами стали более 80 стран. Хотели бы поблагодарить всех наших традиционных коспонсоров за неизменную поддержку российской инициативы.

Кроме того, продуктивная работа проделана несколькими Группами правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по МИБ, в том числе дважды – под российским председательством.

К сожалению, в последнее время многосторонний диалог по МИБ буксует. В частности, ГПЭ ООН по МИБ 2016-2017 гг. на консенсус выйти не удалось.

Причину видим в принципиальных политических разногласиях сторон насчет подходов к будущему глобального информационного пространства и «правилам игры» в нем.

Россия с самого начала, когда тема МИБ только появилась в международной повестке дня, выступает за сохранение в нем мира, предотвращение конфликтов и недопущение развязывания гонки информационных вооружений. В основе нашей позиции − твердая убежденность в том, что информационное пространство ни при каких условиях не должно стать ареной для новых войн.

Мы исходим из того, что необходимо обеспечить в нем справедливый и равноправный миропорядок для всех государств вне зависимости от уровня их технологического развития. Наиболее уязвимые игроки должны быть защищены от любых видов агрессии и давления в информационном пространстве, а не превращаться в мишень для более сильных.

Для России, как и для большинства государств-членов ООН, важно закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, соблюдения основных прав и свобод человека.

Ощущая все более настойчивый запрос со стороны международного сообщества, Россия с широким кругом единомышленников из всех регионов мира неоднократно предлагала группам правительственных экспертов ООН по МИБ разработать и рекомендовать к принятию Генассамблеей ООН универсальные правила ответственного поведения государств в информационном пространстве, отражающие данные принципы. Именно эту идею мы продвигали в последней ГПЭ, но вместо этого были вынуждены вновь обсуждать абстрактные вопросы.

Миротворческая концепция России в очередной раз вступила в противоречие с позицией отдельных стран, которые стремятся навязать миру собственные, выгодные только для них «правила игры» в цифровой сфере.

Такие «правила» основаны на господстве «права сильного» и призваны обеспечить в информационном пространстве «свободу рук» для избранных - тех, кто обладает технологическими преимуществами. Именно это логика стоит за стремлением универсализировать известные решения, принятые – я бы хотел это подчеркнуть – не международным консенсусом, а в рамках одного региона, конкретного военно-политического альянса, о признании цифровой сферы новым театром военных действий, на котором автоматически действуют «правила ведения войны».

Идея полной и безоговорочной применимости существующего международного права к сфере использования ИКТ − с двойным дном. Ее сторонниками полностью игнорируется необходимость проработки целого ряда принципиально важных вопросов, связанных со спецификой ИКТ: например, установление источника компьютерной атаки, возможность использования посредников, которые могут даже не подозревать, что она осуществляется с их территории, и многих других.

То есть предлагается уже сейчас выборочно реализовать отдельные международно-правовые нормы, включая право на самооборону, произвольно, в отсутствие четких доказательств причастности государства-«подозреваемого».

Особую озабоченность вызывает то, что миру активно навязывается  концепция контрмер в цифровой сфере, которая предусматривает, среди прочего, наказание «неугодных» стран путем санкций в обход существующих механизмов, включая Совет Безопасности ООН.

Вероятно, с тем, чтобы исключить из дискуссии по МИБ «неудобное» мнение многих других государств, проводится линия на дискредитацию роли ООН в решении вопросов МИБ. Ее предлагается заменить более «комфортными» региональными площадками.

Складывается впечатление, что реальный мотив всех этих заходов −  создать международно-правовое прикрытие для любых силовых действий в информационном пространстве.

Считаем такую линию опасной и способной поставить под угрозу интересы безопасности других стран и задачу обеспечения мира в информационном пространстве.

Вместе с тем мы понимаем, что в нынешних условиях отказ от продолжения диалога по МИБ может привести к тяжелым последствиям для всех. Мы твердо убеждены, что ООН с ее универсальной легитимностью должна оставаться центром международной системы, в том числе в вопросах обеспечения МИБ. Альтернативы ООН сейчас нет. Данная площадка – единственная, на которой в равном качестве представлены все страны. Принципиально важно, чтобы в дискуссию по МИБ были вовлечены все без исключения государства. Любые попытки придать такому обсуждению «клубный» характер, ограничить число «допущенных» к ней, не только сами по себе несправедливы, но и могут подорвать процесс выработки международным сообществом универсальных решений в этой сфере.

В целях обеспечения непрерывности переговоров по МИБ в ООН Российская Федерация вносит проект процедурного решения Генассамблеи ООН о сохранении пункта «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной информационной безопасности» в повестке  дня ее 73-й сессии. Это позволит нам продолжить здесь в 2018 г. обсуждение вопросов МИБ, что отвечает интересам всех государств.

Благодарим те страны – а их уже более 40 – которые уже стали соавторами нашего проекта. Учитывая значимость этого документа, призываем все остальные государства оказать ему поддержку и войти в число соавторов.

Время до следующей сессии Генассамблеи ООН на наш взгляд, необходимо использовать максимально эффективно. Считаем, что международные переговорные усилия в этот период следует нацелить на выработку и принятие универсальных правил поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в нем принципы уважения государственного суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела других стран, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Убеждены, что за предстоящий год можно вплотную подойти к принятию Генассамблеей решений на этот счет.